История развития йоги в России

Содержание

История йоги: развитие, основные этапы, тенденции и интересные факты

История развития йоги в России

Миллионы людей по всему миру занимаются йогой, выполняя различные позы тела на ярких ковриках. Но большая часть из них даже не подозревает, что изначально в эту науку был вложен совершенно иной смысл.

Поэтому опытные гуру разделяют ее на две стороны одной медали: это то, чем занимается сейчас большинство, и Йога с большой буквы – то, что на самом деле является сутью этого учения.

В данной статье коротко рассматриваются основные этапы в истории развития йоги и тенденции современной интерпретации.

Что такое йога?

По мнению исследователей, слово «йога» произошло от слова «йодж», что на древнем санскрите означало «соединение в упряжи, связь».

Подразумевалось, что это связывание ума, тела и сознания в единую троицу, отголоски которой можно отследить в христианстве (хотя в другой подаче).

В истории йоги основополагающим считалось yogaś—citta-vr̥tti-nirodhaḥ, что означало избавление от колебаний ума, то есть тотальный ежесекундный самоконтроль.

Понятно, что физические упражнения, позы и акробатические этюды здесь ни при чем. При этом четко оговаривается: йога – это не религия, хотя может тесно с ней переплетаться, ведь религия и духовность – это совершенно разные понятия.

История зарождения йоги корнями уходит в глубокую древность и доподлинно установить, кто был ее родоначальником нет возможности, так как некоторые историки считают, что этой науке более 5 тысяч лет!

Более того, утверждается, что именно Индийский полуостров – на самом деле ее историческая родина, хотя практически в каждой культуре встречаются схожие техники самосовершенствования личности на разных уровнях бытия. Естественно, что такое глобальное учение – это дело рук не одного человека. Столетиями оно по крупицам впитывало в себя практические знания сотен мудрецов: браминов, йогов, просветленных гуру.

Бхагавад-Гита говорит фактами

Легенда о йоге как о пути для воссоединения с Богом детально описывается в главной книге индуизма – Бхагавад-Гите. В ней рассказывается, что Кришна (воплощение бога в человеческом теле) разговаривает со своим другом, могучим воином Арджуной и дает ему учение, чтобы понять бога и воссоединиться с ним душой после смерти физического тела.

Главы книги очень просто и понятно описывают три пути йоги, по которым человек может идти, развиваясь – это йога действия (Карма), служения (Бхакти) и знания (Джняна).

Каждый волен для себя выбрать близкое по духу направление, и встав на путь самосовершенствования, уже с него не сворачивать.

При этом об упражнениях для физического тела там опять-таки практически ничего нет, что говорит о том, что позы – это не главное в практике йоги.

В основе йоги источником первых текстов о воздействии на ум принято считать «Йога-сутры» Патанджали, который во втором веке до н. э. систематизировал все многовековые накопленные знания по этому вопросу.

Но при этом прямых упоминаний о позах, как инструменте воздействия на тело в трактате нет. Более значимым трудом в этом вопросе является «Хатха-йога Прадипика», написанная приблизительно в XIV веке Свами Сватмарамой.

В ней подробно описываются многие позы, их воздействие на организм и сознание человека.

При этом исследователи полагают, что этот труд был создан на базе более ранних древних текстов, которые были основоположниками хатха-йоги (йога для тела).

Такие монументальные трактаты, как “Упанишады”, “Горакша-паддхати”, “Йога-мартанда” и “Шива-самхита” до сих пор являются основными источниками знаний для ищущих суть практиков, несмотря на то, что некоторым из этих трудов около тысячи лет!

Основоположник современной йоги

В истории йоги как науки гармонии тела и души в наше время сыграл решающую роль Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888–1989), который был наставником основных выдающихся учителей последнего столетия: Айенгара, Паттабхи Джойса и Дешикачара. 85 % современной йоги базируется на их методиках, которые после стали модифицировать другие последователи.

Кришнамачарья разработал принцип виньяс – плавного входа и выхода в позу, который синхронизируется с дыханием, являющимся основой всей практики йоги. Он считал, что любой человек может обучиться этой науке и успешно это доказывал на своих многочисленных учениках.

Еще одной особенностью его учения был метод преподавания – индивидуальный подход к каждому, что впоследствии использовал Джойс, основав майсур-стиль ведения урока йоги.

Прожил «отец учения» 101 год, до последнего дня сохраняя ясность ума, бодрость духа и хорошие физические данные тела.

Значимые люди в становлении йоги

Если выделить самые авторитетные имена в истории йоги начиная с древних времен, то можно составить такой список:

  • Кришна (IV век до н. э.) – впервые принес в мир людей знания о просветлении как единстве с Абсолютом.
  • Патанджали (II век до н. э.) – первый, кто законспектировал учение йоги на бумаге.
  • Сиддха́ртха Гаута́ма (563-483 гг. до н. э.) – основатель буддизма – религии, которая до сих пор является максимально близким учением о самосовершенствовании. Поэтому буддизм и йога часто идут рука об руку.
  • Матсьендранатх (XI век н. э.) – святой, Гуру, ставший случайным учеником самого Шивы, который передавал знания йоги своей жене.
  • Горакшанатх был учеником Матсьендранатха и написал более 20 (!) важных трактатов по учению йоги и ее разъяснению.
  • Рамакришна Парамахамса (1836-1886) индийский гуру, учение которого было направлено на слияние с Богом. В возрасте около 20 лет он постиг это состояние и стал основателем (предположительно) Адвайты – учения о недвойственности.
  • Свами Шивананда Сарасвати (1886-1963) написал около трехсот книг по йоге, что кажется немыслимым! Его ученик, Вишнудевананда, стал основателем Бихарской школы йоги – самой значимой в Азии.
  • Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888-1989), который стал основателем современной интерпретации йоги и занимался продвижением ее в Европе и Америке.

Тело, как инструмент для развития сознания

Исходя из всей истории возникновения йоги возникает вопрос: чем тогда занимается большая часть йога-практиков, усиленно потея на ковриках и закручивая тело в немыслимые узлы? Какая связь между слиянием с богом и ногой, заложенной за ухо в стойке на руках? Ответ кроется в знаменитом высказывании Паттабхи Джойса, которое стало лозунгом Аштанга-йоги: «Практикуй, и все придет».

Действительно, те, кто занимается йогой стабильно более восьми лет, отмечают, что занятия перестали носить физкультурный характер, как это выглядит поначалу, и трансформировались в духовную практику (хотя со стороны ничего не изменилось). Это подтверждает то, что к духовной трансформации, соединению с богом и эволюции человека в целом ведут разные дороги, и метод использования тела как инструмента тоже имеет результат, хотя и не такой быстрый.

Современные тенденции в мире йоги

К сожалению, в наше время многие практики йоги ограничиваются только развитием тела, стремясь выполнить сложную позу, чтобы доказать себе и миру, что они именитые йогины. Соцсети пестрят различными фото и видеоизображениями, призывами посетить семинар, ретрит или тур в теплых странах.

В большинстве случаев практика превратилась в бизнес и от простой необходимости слияния с богом (как это предполагалось у истоков истории йоги) не осталось и следа. Конечно, есть люди, о которых мало известно широкой публике. Они предпочитают смиренно совершенствовать себя, продвигаясь на духовном уровне и не кричать о своем опыте просветления на весь мир.

Несколько интересных фактов

Большинство неискушенных людей полагают, что йог — это обязательно вегетарианец, который часто ходит по раскаленным углям, битому стеклу, может спать на гвоздях и часами напролет поет мантры, обернувшись в одеяние оранжевого цвета. Учитывая, что сейчас XXI век – такие средневековые стереотипы выглядят смешно, но они действительно широко распространены среди масс.

О происхождении йоги до сих пор ведется много дискуссий. Некоторых заинтересованных исследователей не устраивает факт «индийского» места зарождения этого учения.

Выдвигаются теории о том, что на самом деле йога впервые себя проявила на южной территории Украины (искусство характерников), среди индейцев майя (позже просто спутались национальности: индийцы – индейцы), у японских воинов-ниндзя и т. д.

Учителя йоги утверждают, что добиться разительных изменений можно всего за полгода, при условии 100 % следования их инструкциям. Одно но: это доступно только единицам, так как современный человек не готов отказываться от привычного образа жизни. Отсюда у многих складывается мнение, что йога им «не помогла».

Порой шокирующая гибкость на самом деле не цель, а побочный эффект от избавления внутренних психологических зажимов, которые сковывают тело человека в панцирь. Отсюда следует: хочешь быть гибким – перестань переживать по любому поводу.

Источник: //fb.ru/article/446295/istoriya-yogi-razvitie-osnovnyie-etapyi-tendentsii-i-interesnyie-faktyi

Федерация йоги России

История развития йоги в России

Федерация Йоги России (ФЙР) – это некоммерческая Общероссийская Общественная Организация, объединяющая последователей традиционных и других методов практики йоги самых различных школ и направлений.

Это сообщество людей, идущих по пути физического самосовершенствования, овладения традициями саморазвития и духовной практики.

Мы проводим семинары, фестивали и марафоны по йоге, чемпионаты по йога-спорту, готовим учебные материалы по истории и практике йоги, обучаем инструкторов и преподавателей йоги в нашей Школе инструкторов йоги.

Читать подробнее о Школе инструкторов йоги

Основным принципом деятельности Федерации является соблюдение триединства: гармоничного воспитания духовного, интеллектуального и физического начал в человеке. Йогами становятся независимо от пола, возраста, вероисповедания, рода деятельности. Йогом (йогином) может быть каждый из нас.

Цели

Основная цель Федерации заключается в изучении и передаче традиций и иных практик йоги во всем их многообразии, влиянии асан на тело, а также восточной медицины и аюрведы, древних основ развития и самовоспитания человека. Областью интересов является не только изучение традиционных направлений йоги, но и её спортивные достижения в мире, современные и иные варианты.

Иными словами, целями Федерации являются:

  1. Пропаганда и развитие йоги любыми средствами, которые Федерация посчитает целесообразными;
  2. Укрепление дружественных отношений между центрами, школами, федерациями, а также их инструкторами и официальными лицами путем организации встреч, соревнований, обучающих семинаров с целью обмена опытом и оказания всеми средствами поддержки инструкторам по йоге, которые она считает приемлемыми;
  3. Осуществление контроля за членами Федерации любых направлений с целью предотвращения нарушения Устава, регламентов или правил преподавания, обучения установленных федерацией;
  4. Предотвращение введения порочных и иных методов, скрывающихся под видом йоги
  5. Интеграция в мировое сообщество йоги путем участия в различных международных ассоциациях, форумах и других мероприятиях.

Задачи

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • организация и координация деятельности членов Федерации, направленной на развитие Йоги;
  • содействие реализации целевых государственных программ развития физической культуры и спорта в сфере, отнесенной к компетенции Федерации;
  • установление конструктивных связей с международными спортивными организациями;
  • изучение Йоги в соответствии с требованиями и рекомендациями Международной Федерации Йоги;
  • защита законных интересов инструкторов, тренеров, руководителей и ветеранов Йоги;
  • привлечение к работе в Федерации отечественных и зарубежных мастеров Йоги;
  • проведение в рамках Федерации квалификационных экзаменов по Йоге с присвоением национальных ученических и мастерских разрядов и вручением соответствующих документов государственного образца;
  • проведение в рамках Федерации для членов Федерации квалификационных экзаменов и аттестаций по Йоге в соответствии с регламентом Международной Федерации Йоги;
  • добиться признания йоги, как вида спорта и возможности присвоения инструкторам и мастерам йоги званий в соответствии со спортивной тарификацией;
  • организация факультетов йоги в профильных вузах в области образования, медицины и спорта, а также обучения в квалификационных центрах по программам второго высшего образования;
  • совместно с Академией медицинских наук осуществлять изучение на научной основе воздействия занятий Йогой на медицинские, биофизические, биомеханические, психологические и другие параметры организма человека;
  • сбор и обработка информации о развитии Йоги в Российской Федерации, а также издательская и иная подобная деятельность;
  • организация и проведение международных, всероссийских, региональных семинаров, фестивалей, показательных выступлений и квалификационных мероприятий по Йоге;
  • создание и участие в деятельности школ, секций, групп, институтов, клубов, центров и региональных федераций для занятий Йогой;
  • разработка научно-обоснованных методик, учебно-методических пособий, программ, учебных фильмов по Йоге, организация консультативной и практической помощи частным лицам и организациям;
  • организация поездок за рубеж членов Федерации с целью повышения их мастерства и обмена опытом с зарубежными коллегами, участия в международных соревнованиях, а также финансирование стажировок и обучения;
  • прием в России иностранных граждан, желающих ознакомиться или участвовать в деятельности Федерации.

Вступать в Федерацию! Зачем?

«Федерация йоги России» — это не глобальный коммерческий проект, а прежде всего защита йоги, как духовной и физической практики. Защита людей, которые сделали йогу не только направлением своего жизненного Пути, но и профессией.

Помощь тем, кто уже занимается или только собирается приступить к изучению практики. Ликвидировать «голод» в регионах, где развитию йоги нужно помогать, разъяснять властям, оказывать иформационную поддержку и помощь разобраться в сути.

Что же даёт федерация?

Для профессионалов

Федерация прежде всего для вас. Это своего рода профессиональный союз, перед которым можно ставить конкретные задачи. Для начала (и это сейчас становится все актуальнее) прохождение обучения и получение документов на право преподавания йоги.

Я со всем уважением отношусь к людям, многие из которых просто мои друзья, организующих обучающие семинары, но эти документы лишь могут свидетельствовать о широте знаний, но не подтверждать квалификацию или давать право на работу. И все знают, что это так.

Федерация, прежде всего, стремиться защитить вас юридически! Обучение, организованное федерацией совместно с Московской Государственной Академией Физической Культуры(МГАФК), решает эту проблему.

Инструктор федерации может после определённой процедуры, «зарегистрировать» свою программу, выпустить брошюру с рецензиями и рекомендациями специалистов-медиков, получить на неё свидетельство, а также заказать у федерации Свидетельства для участников его семинаров. Инструктор и его программа вносятся в Единый Реестр ФЙР, а также получает соответствующую поддержку проводимых им мероприятий.

Для клубов

В соответствии с Уставом клуб, как и другое юридическое лицо, могут стать членами Федерации. Владельцам клубов возможность вступления проще всего для понимания: это-дипломированные инструкторы. Сертификат, подтверждающий членство в федерации, возможность получения информации об инструкторах, проводящих семинары, участие в мероприятиях федерации, информационная поддержка.

Для федераций и ассоциаций

Данные организации могут стать членами федерации на правах ассоциированного члена. Здесь польза очевидна: координированная совместная работа по продвижению йоги в конкретных мероприятиях или акциях, использование имеющегося у федерации ресурса.

Для людей

На самом деле, все вышесказанное – это для вас: и безопасность тренировок, и квалификация инструктора, и информация о семинарах и мероприятиях. Развитие йоги в России – это для вас.

Источник: //russianyogafederation.ru/o-federacii.html

Краткая история йоги

История развития йоги в России

Многие практики да и просто интересующиеся йогой наверняка слышали о древности этого учения. О том, что йоге не один век, знают многие, но популярность к этой некогда секретной дисциплине телесного и духовного развития пришла не сразу. Давайте подробнее разберемся в истории йоги и узнаем некоторые факты.

Доведический период: 6000-3000 лет до н.э

История йоги насчитывает от пяти до восьми тысячелетий. Согласно исследованиям разных историков, нечто подобное ей существовало еще в доведический период (ок. 6000 – 3000 до Н.Э.

) Установлено, что это учение появилось именно на индийской земле.

Практики, немного похожие на современную йогу, были у древних арийских племен и народов до ведического периода, что было зафиксировано позже в великой Ведической религиозной литературе (шастрах).

При раскопках в древнем городе Мохенджо-Даро археологами была обнаружен амулет-печать, изображающий мужчину, сидящего в позе, очень похожей на сложную асану из йоги –  Бхадрасану (позу милосердия) или Сиддхасану (совершенную позу). Это так называемый «Пашупати» или «Господь зверей». Считается, что это предшественник индуистского бога Шивы.

прото-Шива из Мохенджо-Даро

В этот период формируется корпус текстов, называемых Ведами. В Веды входило четыре сборника – Самаведа, Ригведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Благодаря этим текстам, составившим религиозную и философскую основу ведической религии, возник брахманизм, серьезно повлиявший в дальнейшем на развитие многих религиозно-философских систем Индии.

И хотя нельзя сказать, что все методы и концепции йоги целиком вышли из Вед, но нельзя и отрицать, что нечто похожее на метод единения с абсолютом (т.е. метод йоги) можно найти в одной их самых древних Вед – Ригведе.

Упанишады: около 800-1000 лет до н.э

Несмотря на догматичность раннего брахманизма, вскоре появились более интересные тексты, называемые  Упанишады. Авторами упанишад были отшельники-аскеты. Многие философские и мистические идеи, обозначенные в Ведах, получили в Упанишадах дальнейшее развитие.

Известные всем сегодня концепции перевоплощения (реинкарнации) и учение о карме – во многом заслуга множества авторов упанишад. Упанишады часто говорили о важности познания божества (Брахмана) и слияния и отождествления с ним, что уже указывает на метод йоги (соединения), в них же появляются понятия и термины йоги.

Практическая сторона этой системы по большей части была освещена в других текстах – Араньяках (лесных книгах).

Достижение абсолюта или Брахмана посредством Атмана – индивидуальной души, которая является его частью, описано в известной Бхагават-гите (Гита-упанишада).

В Майтраяния-упанишаде (200-300 лет до н.э.) мудрец Шакаяна излагает ставшему отшельником царю Брихадратхе учение о шестеричной йоге (шад-анга-йога):

Вот правила для достижения этого [единства] с Брахманом: сдерживание дыхания (пранаяма), прекращение деятельности чувств (пратьяхара), размышление (дхьяна), сосредоточенность (дхарана), созерцательное исследование (тарка) и полное слияние (самадхи) — это называется шестичастной йогой. Когда, видя благодаря ей, просвещенный видит златоцветного творца, владыку, пурушу, источник Брахмана, то, освобождаясь от добра и зла, он соединяет все в высшем неразрушимом [начале].

Эта упанишада замечательна также тем, что в ней описан процесс поднятия жизненной силы (прана) из основания позвоночника  по центральному каналу (сушумна-нади) к вершине головы. В целом этот текст очерчивает каркас и методологию практик, которые станут фундаментом для развития классической системы йоги Патанджали.

Классический период: около 200 г. н. э

Именно учение, изложенное в Йога-сутрах  Патанджали, принято называть классической йогой. Сама датировка написания Йога-сутр до сих пор с точностью не установлена.

Прежде всего, эта трудность связана с тем, что исследователи выдвигают  разные даты  жизни предполагаемого автора – Патанджали. Одни считают, что Патанджали жил около 50 года н.э., другие говорят, что во II веке н.э.

  Однако анализ содержания и терминов,  использованных автором, с большей вероятностью относят текст Йога-сутры ко II веку н.э.

Кем был Патаджали, к сожалению, определить невозможно. Сложность создает то, что в Индии существовало несколько известных людей с таким именем.

Если же говорить системе практик, представленной в Йога-сутрах, то ее по праву можно  назвать апогеем развития йоги. Не зря в Индии она считается даршаной – т.е. авторитетной.

Йога Патанджали имеет довольно много общих черт с буддизмом, но невозможно точно установить, связано это с общим развитием  индуистского и буддийского направлений йоги, или же сам автор всерьез интересовался буддизмом. Однако если Патанджали действительно жил во II веке, то нельзя отрицать, что он мог испытать серьезное влияние этого учения.

Патанджали не придумал ничего нового в практиках или философии йоги, но его заслуга в том, что ему удалось систематизировать обширный комплекс физических и духовных практик и представить его как логичную последовательность ступеней, по которым йогину следует подняться, чтобы добиться самореализации. Эта система популярна и сегодня, она называется аштанга-йогой (восьмиступенчатой йогой). О системе в целом и каждой её ступени  будет отдельная статья, но если говорить вкратце, то сам каркас таков:

  • Яма (моральный кодекс)
  • Нияма (самоочищение и дисциплина)
  • Асана (устойчивая поза)
  • Пранаяма (управление дыханием)
  • Пратьяхара (контроль над умом)
  • Дхарана (концентрация)
  • Дхьяна (медитация)
  • Самадхи (просветление)

Период: 450-850 г. н.э

Источник: //viaov.ru/kratkaya-istoriya-jogi/

Краткая история развития современной йоги – Азбука Йоги

История развития йоги в России

Нельзя недооценивать того влияния, которое оказало на репрезентацию образа йоги политическая обстановка и особенности общественной жизни XX-ого века.

Если в конце XIX века во всём мире, в том числе и в Индии, йога ассоциировалась с факирами, мошенниками и обманщиками, то в начале XXI века йога стала популярным направлением, ассоциирующимся со здоровьем, красотой и молодостью.

Как всего за сто лет произошли такие разительные перемены? Какие изменения за это время претерпевал образ йоги? Постараемся ответить, обратившись к истории йоги.

История йоги: как это было на самом деле?

До XX века йога была слабо связана с идеей физического оздоровления. Это сегодня каждый второй на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» отвечает «чтобы быть здоровым». Цели древней йоги были другими.

Ранние йоги выполняли знакомые нам асаны и пранаямы не для оздоровления физического тела и дыхательной системы. Через практику этих техник они хотели постигнуть загадки Вселенной и найти возможность взаимодействия с Божественным.

В период ранних Упанишад методом йоги служили сосредоточенное наблюдение и концентрация на пране. Позднее, уже в XIII веке, во времена существования натхов, был введён термин «хатха». Практики хатха-йоги достигали целей йоги посредством работы с телом, а точнее за счёт отслеживания ощущений (чаще всего дискомфортных), которые человек испытывал в определённой позе.

Индийские йоги позднего средневековья

Получается, что ещё задолго до XX века асаны и пранаямы использовались в йоге и служили там средством развития сосредоточения и концентрации.

Однако факт остаётся фактом: в древности крутым йогом считался не тот, кто в совершенстве овладел своим телом и умел успокоить болезненные ощущения от выполнения шпагата, а тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог упокоить колебания ума.

…в древности крутым йогом считался тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог успокоить колебания ума.

Некоторые могут не согласиться с этим. Казалось бы, средства для достижения современных и древних целей одни – это асаны, пранаямы, медитации и шаткармы.

Однако стоит помнить, что выполнение разных задач – пусть и одинаковыми инструментами – не является свидетельством синонимичности деятельности.

И если бы на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» древний йог ответил: «для физического оздоровления» – это наверняка вызвало бы недоумение.

Факиры Индии конца XIX-го века

Собственно еще в начале XX века Индия была страной, где физическому воспитанию не отводилось значимой роли. Ситуация изменилась примерно в 20-х годах, благодаря YMCA (Юношеской Христианской Ассоциации).

Эта организация пропагандировала идею здорового образа жизни, где физкультура использовалась как социализирующий фактор. Физическая культура для YMCA был способом достижения гармоничного развития ума, тела и духа. Благодаря усилиям YMCA, идеи физического развития стали популярны в Индии.

Помимо того данная организация создала собственные программы, основанные на синтезе западных и индийских физических упражнений. А также она сыграла свою роль в современном восприятии гимнастически-ориентированной йоги как системы развития тройственной природы человека – ума, тела и духа.

Позднее асаны стали составной частью национальной программы YMCA. История йоги сделала поворот.

Йогическая революция

Направление на физическое развитие было взято и пути назад уже не было. Наоборот, в середине XX века широкое распространение получила идея о необходимости использовать физкультуру как средство для борьбы с вырождением общества.

Идея евгеники была популярна в то время не только в Индии. Самые выдающиеся умы поддерживали эту науку, задачей которой было улучшение наследственности человека.

И мысль «развивая физкультуру мы вырастим новое поколение, которое приведёт нас к лучшему будущему» нашла отклик у миллионов людей. На этой волне были возобновлены Олимпийские Игры. Стали проводиться реформы на основе физкультуры.

Даже популярная фраза «в здоровом теле – здоровый дух» берёт корни оттуда. И снова история йоги сделала поворот.

Индия особо рьяно подхватила идею укрепления тела и его оздоровления. И в Индии началось строительство нового, крепкого, сильного и выносливого физического тела. Почему это было важно для Индии?

Юджин Сандоу – человек, вдохновивший Индию на независимость через атлетизм.

В глазах мировой общественности индусы были изнеженными, женственными и хилыми.

В мысль о собственной физической деградации (навеянную им английскими колонизаторам) верили и сами индусы. Вся система образования в Индии, будучи англизированной, всячески поддерживала этот стереотип.

Именно поэтому для индусов стало делом чести сделать своё тело маскулинным и физически сильным.

На войне все средства хороши

Идея о необходимости физического развития тесно переплелась с идеей борьбы за независимость Индии. Националисты – адепты борьбы за независимость – придумывали разные способы поднятия патриотического духа.

Одним из них была идея о создании традиционной индийской физкультуры. Борцы за независимость от Англии не могли мириться с тем, что физкультура в индийских школах преподавалась по английской системе.

Как и с тем, что имидж индусов был далёк от спортивных стандартов: жилистые и худые индусы терялись на фоне высоких и мускулистых англичан.

Националисты быстро смекнули: Индии нужна своя физкультура. При этом немаловажно, чтобы в ней были яркие индийские корни.

То есть Индии была нужна такая система физического оздоровления, в которой бы традиция сочеталась с современным политическим запросом.

А что в Индии самое традиционной? Конечно, йога! Дело было за малым: обновить идеи йоги и продвинуть их в массы.

Первые бодибилдеры Индии массово пропагандировали патриотизм.

Идеи YMCA поддерживал Махараджа Майсора – Кришнараджендра Водияр IV.

Именно он в 1931 году пригласил уже известного тогда Шри Т. Кришнамачарью в Патхашалу в качестве преподавателя.

После чего, спустя 2 года, он выделил Кришнамачарье для преподавания крыло в Майсорском Дворце. Новый поворот в истории йоги.

Шри Тирумалаи Кришнамачарья – отец современной йоги.

Махараджа Кришнараджендра Водияр IV был сторонником синтеза физической культуры и асан, и создавал все условия для развития этой идеи. Он видел возможность объединения физкультуры и “традиционной” древней йоги. И Кришнамачарья помогал ему в этом.

В целом, работа Кришнмачарьи того периода была частью программы физического воспитания юных членов королевских семей и (в качестве исключения) особо одарённых учеников из простых семей.

В отчётах о работе и деятельности дворца Кришнамачарья вначале (1922-1923 годы) назывался инструктором дворцовой школы мальчиков, а после (со второй половины 1923 года) преподавателем упражнений Йогической Системы Принцу.

Кстати, в школьном отчёте 1935-1935 годов можно найти свидетельства о “физкультурной” роли преподаваемой Кришнамачарьей йоги. Там, в разделе «Физическая культура», было указано, что

«тридцать два мальчика посещали уроки йогасаны, и большая часть мальчиков приняла участие в уроках сурьи намаскар».

Подробнее о деятельности Кришнамачарьи в Майсорском Дворце можно прочитать в книге Марка Синглтона “Тело йоги. Истоки современной постуральной практики”, откуда мы и позаимствовали данный отрывок.

Отец современной йоги на службе у Махараджи

Кришнамачарья и правитель Майсора нашли друг друга. «Отец современной йоги» был амбициозен, умён, решителен и трудолюбив. Он хотел славы и популярности. А Махарадже Майсора как раз нужен был боец, готовый с рвением взяться за их заказ на «традиционную индийскую физкультуру». Такой тандем был обречён на успех.

После «смотрин» деятельности Кришнамачарьи, когда его ученики показывали асаны перед Махараджей и делегатами YMCA, он был окончательно утверждён на роль воскресителя индийского духа посредством создания национальной физкультуры.

Кстати, именно так – «физическая культура» или «упражнения» – классифицировалась деятельность Кришнамачарьи в дворцовых отчётах. А в отчёте 1933-1934 года явно говорится о том, что В докладе четко указывается, что йогашала была учреждена для содействия физическому благополучию учеников Майсора.

Данный кружок по интересам в этом отчёте назывался «Дворцовой Йогашалой».

Отец современной йоги рьяно взялся за дело. Именно он видоизменил йогу и сделал её такой, какой мы знаем её сегодня. Его репрезентация йоги сильно изменила существующий ранее первообраз. Из способа успокоить умственные колебания йога превратилась в метод физического оздоровления.

К тому же сильно изменилась не только цель, но и форма йоги.

Если ранее асанам уделялось минимальное влияние (в древнем тексте о йоге «Хатха Йога Прадипика» было упоминание только о 84-ёх асанах, при этом было сказано, что человек может практиковать лишь 32 из них), то теперь асаны были основным элементом тренировки.

Йога и бодибилдинг: что у них общего?

Кришнамачарья ввёл в практику йоги много аэробных элементов. В его методе присутствовало много динамичных связок и переходов. Также он включил в свои занятия комплекс «Сурья Намаскар», который сегодня стал «визиткой» йоги.

Здесь надо отдать должное другой популярной персоне того времени – К.В. Айеру. Этот известный культурист пропагандировал объединение йоги со штангой и железом.

Он успешно лечил многие заболевания благодаря своей авторской методике, которая включала в себя абдоминальный массаж (наули). Одним из его пациентом был уже известный нам Махараджа Кришна Раджа Водияр IV.

После того, как Айер восстановил его после инсульта, Махараджа выделил старшему ученику Айера – Ананту Рао – место для тренировок в Майсорском дворце. Находилось оно в нескольких метрах от зала Кришнамачарьи.

Включение «Сурья Намаскар» в систему йоги

Как и его авторитетный учитель, Ананта Рао использовал в своих тренировках комплекс «Сурья Намаскар». Данная последовательность впервые была упомянута в 1927 году в книге Пандита Пратинидха «10 пунктов на пути к здоровью». Однако в то время она ещё не была составной части йоги. Так как произошёл синтез йоги и Сурья Намаскар?

С одной стороны, данная последовательность и без того была популярна у многих бодибилеров того времени.

С другой стороны Айер (признанный любимчик Махараджи) лично контролировал дворцовое обучение физическим упражнениям, а также давал рекомендации Рао и другим учителям.

Поэтому вполне вероятно мнение, озвученное Эллиотом Гольдбергом, что Кришнамачарья мог ввести в свои тренировки комплекс Сурья Намаскар именно благодаря виянию Айера.

Йога в XXI веке: финальная точка или начало истории?

Нельзя не заметить, что XX век оказал значительное влияние на формирование образа йоги в современном представлении.

Всего за сто лет тёмная и загадочная система взаимодействия с Богом превратилась в структурированное и чёткое учение о красоте, молодости и здоровье. Вместе с эволюцией в общественной жизни, произошла эволяция в йоге.

Это, несомненно, свидетельствует о способности йоги оставаться актуальной даже при изменениях в социо-культурной обстановке.

Как долго будет существовать йога именно в таком виде и какие ещё изменения её ожидают? Вопрос остаётся открытым. Одно очевидно: пока будет жива главная идея йоги – стремление к непорождению колебаний ума (согласно Патанджали) – эти изменения будут позитивными, актуальными и, вероятнее всего, полезными.

Записано на уникальных лекциях по истории йоги в Гималайской Академии Йоги (Ришикеш, Индия).

Источник: //azbukayogi.com/brief-history-of-modern-yoga/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.