Спортивная йога это новый взгляд на древнеиндийскую практику

Содержание
  1. 5 асан из мифов и легенд Древней Индии
  2. Вирабхадра
  3. Васиштха и Вишвамитра
  4. Аштавакра
  5. Хануман
  6. Горакша и Матсиендра
  7. Йога как философия и практика. История от древности до наших дней
  8. Суть и цель йоги
  9. Отшельники, гуру, факиры
  10. Гордость нации
  11. Как йогу полюбил Голливуд и весь мир
  12. История и происхождение йоги
  13. Шесть периодов
  14. Йога архаичная (около 3000—1800 л. до н.э.)
  15. Йога доклассическая (около 1500—500 до н.э.)
  16. Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н.э)
  17. Классический период (около 200 — 500 л. н.э)
  18. Постклассическая йога (около 500 — 1900 л.н.э.)
  19. Современный период
  20. Йога: что такое, история возникновения и основные виды
  21. Что означает слово «йога»
  22. Историческая справка
  23. Доклассический период в учении
  24. Классический период
  25. Постклассический период
  26. Йога в буддизме
  27. Тантра-йога
  28. Йогическое учение в исламе
  29. Йога в христианстве
  30. Йогическое учение в православной религии
  31. Йога и католичество
  32. В чем состоит цель йогинов
  33. Отличия современной йоги от древней
  34. Возможны ли травмы при занятиях йогой
  35. 📺 Видео

Видео:Урок 1. Медитация для начинающих. Энергизация тела. Пробуждение мозгаСкачать

Урок 1. Медитация для начинающих. Энергизация тела. Пробуждение мозга

5 асан из мифов и легенд Древней Индии

Когда поезд несется по путям, разрушенным землетрясением, наш герой ложится поперек расщелины и спасает пассажиров от неминуемой гибели.

Когда его любимая женщина тонет, запертая в машине, он останавливает вращение Земли и приходит ей на помощь.

Кларк Кент, в повседневной жизни скромный очкарик, на самом деле Супермен, прекрасный и способный на безумства герой, одаренный исключительной силой, призванный защищать честных и невиновных и, конечно же, противостоять злу.

В детстве персонажи, подобные этому, пленяли наше воображение. Потом мы повзрослели, набрались жизненного опыта и цинизма, и волшебные истории о смелых героях и прекрасных принцессах перестали нас волновать. А жаль.

Йога отчасти восполняет эту потерю.

За труднопроизносимыми названиями асан, входящих в нашу практику, скрываются легенды о страстных и необузданных героях древнего индийского эпоса, способных менять облик, читать мысли и совершать подвиги, недоступные простым смертным.

Тем, кто вырос в Индии, святые и мудрецы, о которых рассказывают Махабхарата, Рамаяна и Пураны, знакомы так же хорошо, как европейцу или американцу Супермен.

Между тем для западного человека, занимающегося йогой, будет совсем нелишним узнать побольше об этой важной части индийской культуры. Знание поможет не только более осознанно относиться к практике.

В индийском эпосе прочитываются основополагающие жизненные принципы, руководствуясь которыми мы убережем себя от неправильных поступков и неверных решений.

Вирабхадра

В следующий раз, когда жизнь бросит вам вызов, призовите на помощь дух великого воина, в честь которого названа Вирабхадрасана (поза Воина).

Вирабхадра – сын Шивы (бога-разрушителя, считающегося самым могущественным богом индуизма).

После того как жена Шивы – Сати погибла (она была унижена своим отцом Дакшей и совершила самосожжение), в глубоком отчаянии Шива выдернул два волоса из своих буйных кудрей и сотворил из них воина Вирабхадру и жестокую богиню Кали. Сделав их предводителями своих войск, он послал их отомстить за смерть Сати.

Но Вирабхадра и Кали не просто кровожадные воины. Как и Шива, они разрушают во благо. Их истинный враг – эго. Срубая голову эго, они помогают нам познать смирение.

Практикуя одну из трех версий Вирабхадрасаны, мы развиваем ум воина, который должен сражаться, побеждать и идти дальше, не почивая на лаврах, воина, чей взгляд устремлен во все стороны одновременно и который видит суть всех вещей и событий.

При выполнении позы наш взгляд охватывает пространство вокруг, но мы пытаемся не терять концентрацию, не позволяя ему увлекать нас за собой. Вирабхадрасана учит нас идти по жизни, не отклоняясь от своего пути. Если вы попробуете вообразить себя бесстрашным воином, посланным выполнить божественную миссию, то, возможно, откроете в себе новые силы при выполнении асан, а может быть, это придаст вам решимости в разрешении трудных жизненных ситуаций.

Васиштха и Вишвамитра

Нетрудно увидеть сходство между двумя асанами – Васиштхасаной и Вишвамитрасаной. Они обе являются балансами на руках, но Васиштхасана успокаивает, просветляет ум и соотносится с саттвой. Вишвамитрасана – заряжающая, «огненная» поза, ее характеризует раджас.

Саттва (природное качество просветления и чистоты) и раджас (природное качество активности, движения) воплощены и в двух мудрецах – Васиштхе и Вишвамитре, сражавшихся друг с другом за обладание волшебной коровой изобилия Нандини.

На первый взгляд эта история описывает самые обычные мотивы человеческих поступков – соперничество и алчность. Но за внешней простотой сюжета скрывается глубочайшая мудрость.

Речь идет о противопоставлении божьего дара, полученного по рождению, без усилий, и духовных достижений – результата упорного труда.

https://www.youtube.com/watch?v=yUHlD7uIRlM

Сын бога Брахмы Васиштха принадлежал к наивысшей касте и по рождению был предназначен для достижения духовных высот и обладания мирскими благами, в том числе и волшебной коровой.

Вишвамитру нельзя было назвать столь щедро одаренным счастливчиком.

Будучи царем, он принадлежал к касте кшатриев, воинов, второй в иерархии после священной касты браминов, и не имел такой силы духа и земного влияния, как Васиштха.

Как и большинство индийских мудрецов, Вишвамитра обладал могучей волей. Сначала он попытался увести Нандини силой, но безуспешно. В ходе борьбы оба мудреца продемонстрировали все свои достоинства. Васиштха проявил терпимость и совершенное самообладание. И даже когда воины Вишвамитры убили сто его сыновей, он сохранил спокойствие и удержался от мести за убийство.

Во время сражения царь Вишвамитра неожиданно понял, что хочет обладать не просто коровой изобилия – ему нужно обрести просветление. И он сделал все для того, чтобы стать брамином.

Желая искупить вину, он предался суровому аскетизму и добился этого благородного положения. В итоге, когда Вишвамитра изменил себя и стал праведником, даже Васиштха пришел воздать ему должное.

Именно поэтому поза Вишвамитры более сложная, чем поза Васиштхи: садхана (духовная практика) Вишвамитры была более трудной.

Аштавакра

Отцам никогда особенно не нравилось, если их отпрыски оказывались умнее их самих. В большинстве культур любое проявление самонадеянности со стороны сына сулит ему немало проблем с отцом. Легенда об Аштавакре повествует об этом классическом противостоянии отцов и детей.

Аштавакра умудрился пересечь границы дозволенного и понести наказание, даже не успев покинуть утробу. Находясь во чреве матери, он услышал, как отец ошибся, повторяя Веды, древнеиндийское священное писание, и поправил его.

Рассвирепев, отец проклял сына, и мальчик родился со скрученными в восьми местах конечностями, почему и получил имя Аштавакра: от слов «ашта» – восемь и «вакра» – кривой.

Множество изгибов в Аштавакрасане напоминают о проклятии, которое Аштавакра победил с помощью ума, упорства и почтительного отношения к родителям.

Несмотря на жестокое проклятие отца, он оставался преданным сыном. Когда мальчику было 12 лет, его отец потерпел фиаско в философском диспуте и был изгнан в водяное царство Варуны, бога смерти. И хотя путешествие потребовало невероятных усилий, Аштавакра добрался до царского двора, чтобы бросить вызов человеку, взявшему верх над его отцом.

Во дворе люди смеялись над Аштавакрой из-за его уродливой внешности, но лишь до тех пор, пока он не заговорил. Тогда все поняли, что он невероятно умен и проницателен, несмотря на свой юный возраст. Аштавакра одержал победу в диспуте, добившись свободы для своего отца, а те, кто насмехался над ним, стали его учениками, включая и самого царя.

История Аштавакры иллюстрирует человеческую склонность судить о вещах по их внешнему виду, а не по их истинной сути. Аштавакрасана кажется очень трудной позой, но в действительности она является одним из самых легких балансов на руках, если вы знакомы с техникой ее выполнения.

Эта поза учит нас тому, что, даже если обстоятельства кажутся нам крайне запутанными, всегда есть способ упорядочить их, и, если мы знаем, как это сделать, ситуация оказывается не такой уж сложной.

Эта асана требует не столько физических усилий, сколько знания – она не для борьбы; самое важное чувство в ней – это свобода.

Хануман

Могущественный вождь обезьян Хануман почитаем в Индии повсюду. В Рамаяне сказано, что он продемонстрировал свою величайшую преданность богу Раме, обойдя весь мир в поисках его любимой жены Ситы, которая была похищена. Желание Ханумана служить своему учителю было столь велико, что он совершил грандиозный прыжок через океан, чтобы найти ее.

Поза, названная в честь Ханумана, – продольный «шпагат» – не из простых. Она раскрывает подколенные связки, четырехглавые мышцы, укрепляет поясницу. Но главная ценность этой асаны в том, что она учит нас искать и находить в себе качества, присущие Хануману: чистую мотивацию, твердую убежденность в неделимости того, чему свыше предназначено быть вместе, и готовность принять любое испытание.

https://www.youtube.com/watch?v=V7wNvVC-Lps

Благодаря силе нашей преданности и чистоте стремлений мы обретаем способность летать, тогда как прежде могли лишь ходить по земле, – вот чему учит нас эта история. Хануманасана напоминает нам о том, что мы можем сами освободить себя от узких рамок нашей собственной ограниченности и пустячных проблем.

Горакша и Матсиендра

Учитель Матсиендра и его ученик Горакша считаются основателями хатха-йоги.

Скручивания позвоночника, к которым относится, в частности, и Матсиендрасана, символизируют поворот передней части тела, то есть сознательного, к задней части – к подсознательному.

Они привносят свет в темноту и темноту в свет. Именно так два первых практика хатха-йоги экспериментировали с очищением тела, чтобы освободить ум.

Считается, что Матсиендра был реальным историческим лицом. Он родился в Бенгалии и был почитаем непальскими буддистами как инкарнация Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания. Существует много версий истории превращения Матсиендры в реализованного Мастера.

По одной из версий, младенец Матсиендра был выброшен в океан, потому что, согласно расположению планет, его рождение несло дурное предзнаменование.

Проглоченный гигантской рыбой, он случайно подслушал учение Шивы о тайнах практики йоги, которое тот излагал своей супруге Парвати в потайной пещере на дне океана. Матсиендра был зачарован.

Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился, будучи уже просветленным Мастером.

Матсиендрасана – одна из нескольких асан, описанных в «Хатха-йога Прадипике» – тексте, датированном XIV веком. Это глубокое скручивание хорошо знакомо большинству учеников. Но мало кто из йогов Запада освоил Горакшасану – сложный баланс на коленях в позе Лотоса. В йогической традиции Горакша часто считается более влиятельным из двух адептов.

Главный ученик Матсиендры – Горакша был выходцем из низшей касты. Согласно легенде, его мать, крестьянка, молила Шиву о том, чтобы он послал ей сына. Шива дал ей волшебный пепел, чтобы она съела его и смогла забеременеть.

Однако женщина не поверила в благотворные свойства пепла и высыпала его на навозную кучу. Двенадцать лет спустя Матсиендра, прослышав об обещанном ребенке, посетил женщину.

Когда она призналась, что выбросила пепел, Матсиендра настоял, чтобы она вернулась к той навозной куче, – и там она обнаружила двенадцатилетнего Горакшу.

Горакша известен как йогин-чудотворец, использовавший свои волшебные силы, чтобы помогать своему гуру. Имя Горакша означает «защитник коров», а в Индии эти животные являются воплощением света сознания. Возможно, это не просто имя, а указание на духовные заслуги йогина.

Метафорически история Горакши повествует о том, что, когда что-либо в нашей жизни выглядит не так, как нам бы хотелось, мы часто попросту отвергаем это. Но даже в самой неприглядной вещи может быть скрыто великое благо.

Видео:Что Будет с Телом, Если Заниматься Йогой Каждый день -- Йога для НачинающихСкачать

Что Будет с Телом, Если Заниматься Йогой Каждый день -- Йога для Начинающих

Йога как философия и практика. История от древности до наших дней

Понятию «йога» около двух тысяч лет. Однако явление, которое оно означает, сильно трансформировалось за свою долгую историю. Зародившись как философское учение, в современном мире йога стала в первую очередь практикой оздоровления и физического совершенствования. Итак, вот краткая история йоги.

Суть и цель йоги

Освобождение из круга перерождений (Сансары) через осознание своего единства с абсолютом (Брахманом) – такую цель ставили перед собой йоги древности.

Для подготовки тела и ума к переживанию высших состояний в йоговском учении со временем появилась «физкультурная» составляющая, включающая особые позы (асаны) и дыхательные практики (пранаямы).

В наши дни под практикой йоги в большинстве случаев подразумевают именно выполнение таких упражнений.

https://www.youtube.com/watch?v=OpbUeaIn31U

Современная система йоги помогает выстроить здоровое, гармоничное тело, формируя мышечный каркас, положительно воздействуя на внутренние органы и эндокринную систему. Влияет йога и на состояние ума, помогая человеку стать более спокойным, уравновешенным и устойчивым к стрессам.

Но давайте посмотрим, с чего всё начиналось. Как йога проделала путь от философской доктрины до системы особой физической культуры?

Отшельники, гуру, факиры

Йога как философия появилась не позднее IV века. Этим периодом большинство исследователей датирует создание текста «Йога-сутры» Патанджали. Этот трактат содержит базовые принципы философской школы йоги.

Древний текст раскрывает методы работы с умом, способные привести к высшим состояниям сознания. Патанджали не касается физических упражнений.

Он упоминает понятие «асана», скорее, в значении положения, подходящего для медитации.

Основы йоговской физкультуры заложил, вероятно, уроженец Восточной Бенгалии Горакшанатх. В XII веке он разработал систему хатха-йоги. Предположительно в XV веке его последователь Свами Сватмарама написал известный трактат «Хатха-йога-прадипика».

Этот источник рассказывает об энергетическом «устройстве» человека, описывает 15 асан, несколько пранаям, шаткармы (очистительные практики). Кроме того, он даёт рекомендации по питанию, а также излагает аспекты ямы и ниямы (нормы поведения).  На исходе XVII века появилась «Гхеранда-самхита», описывающая уже 32 позы.

Тем не менее, физкультура в то время оставалась лишь вспомогательным аспектом йоги.

Сам формат обучения тоже кардинально отличался от принятого сейчас. Обучение было исключительно индивидуальным, и доступ к нему имели, за редким исключением, только мужчины. Строго блюлась парампара – цепь преемственности от учителя к ученику. Самостоятельное освоение учения было невозможным.

В  XVIII веке репутацию йоге и её последователям изрядно испортили акробаты и факиры. Это чудо-люди демонстрировали лежание на гвоздях, живые захоронения и чудеса гибкости в индийских деревнях под видом йоговских чудес.

Конечно, за вознаграждение, и даже, порой, весьма неплохое, если им удавалось удивить какого-нибудь раджу. Некоторые занимались вымогательством и употребляли наркотики. Такие «йоги» не вызывали доверия ни у самих индийцев, ни у британских колонизаторов.

Последние даже отнесли йогов в переписи населения к разряду «разного и подозрительного сброда».

В XIX веке с развитием науки и интереса к «йоговским чудесам» был проведён ряд разоблачающих исследований. Это настроило общественность ещё более скептично. И Запад, может быть, никогда и не познакомился бы с индийской гимнастикой… Если бы – неожиданно – не борьба за независимость Индии.

Гордость нации

Именно ряд активистов устроил переворот в йоге и её тотальный «ребрендинг», в корне изменив негативное и скептическое отношение к практике и её адептам.

Чтобы выдворить из страны британцев, индийской элите нужно было поднять народный дух. Необходимо было искоренить из национального самосознания мысль о превосходстве Запада. С этой целью началась большая кампания по модернизации индуизма. И йога заняла в ней одно из ключевых мест.

Первый значимый вклад в реабилитацию йоги сделал общественный и политический активист Джаганнатх Гун. В 20-е годы он открыл ашрам неподалёку от Бомбея. Там он развернул масштабное экспериментальное исследование йоги.

За полвека работы Гуну удалось создать йоге новый облик. Она стала синонимом оздоровительной практики, подкреплённой научными данными и лишённой мистицизма. В центре Гуна не только проводили исследования, но и обучали йоге.

Кстати, и тут он совершил переворот, начав принимать на обучение женщин.

Примерно в то же время реабилитация йоги шла в одном из самых прогрессивных индийских княжеств – Майсоре.  Его правители играли важную роль в национальном движении.

В 1933 году для обучения принцев, которые и прежде практиковали йогу, пригласили нового преподавателя – Тирумалая Кришнамачарью. Он впоследствии разработал свой стиль йоги. По сути, именно его методика положила начало всей современной йоге.

Из неё вышли такие базовые современные направления, как аштанга-виньяса, йога Айенгара и некоторые другие.

https://www.youtube.com/watch?v=xD18wotuVq8

Кришнамачарья активно популяризировал йогу в Индии, однако превратили её в космополитичную дисциплину уже его талантливые ученики.

Как йогу полюбил Голливуд и весь мир

Как ни странно, первую весточку западному миру принесла женщина. (А мы помним, большую часть своей истории йога была доступна лишь мужчинам — прим. авт.

) Дочь шведского банкира и русской аристократки Евгения Петерсон покоряла индийскую киноиндустрию под псевдонимом Индра Деви. Когда у неё обнаружили серьёзное заболевание сердца, она отправилась поправлять здоровье в ашрам Гуна.

Обучившись у Кришнамачарьи и вдохновившись эффектом, в 1947 году Петерсон отправилась в Голливуд. Так она стала первым «звёздным инструктором».

Однако Индра Деви не спускалась со «звёздного Олимпа», обучая Грету Гарбо и Глорию Свенсон. Так что среди широкой общественности йогу распространил уже другой ученик Кришнамачарьи.

Б. К. С. Айенгар совместил знания, полученные от своего учителя, собственный опыт и достижения медицины, анатомии и физиологии и сформировал собственный стиль йоги.

С помощью горячего поклонника йоги американского скрипача Иегуди Менухина Айенгар смог поехать в Европу, где его занятия стали очень популярны, а книга «Прояснение йоги», выпущенная в 1965 году, разошлась по всему миру миллионным тиражом.

Ещё одним звеном этой современной парампары стал Паттабхи Джойс. Созданную им жёсткую, энергозатратную аштанга-виньяса-йогу ждал не меньший успех, чем мягкую терапевтичную йогу Айенгара.

После того как первый европейский ученик Джойса написал самоучитель по йоге, упомянув в нём своего преподавателя, в Майсор потянулись сотни европейцев и американцев.

В 1975 году Паттабхи Джойс совершил первую поездку по Америке, с которой началась популяризация аштанги по всему миру.

Итак, Запад с восторгом принял индийскую диковину. А вот в Советском Союзе йога воспринималась неоднозначно.

Видео:Виды и стили йогиСкачать

Виды и стили йоги

История и происхождение йоги

История йоги — это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, — не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры — Веды.

Шесть периодов

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение.

Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную.

В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

  • архаическая
  • доклассическая;
  • эпическая;
  • классическая;
  • постклассическая;
  • современная.

Йога архаичная (около 3000—1800 л. до н.э.)

Родина йоги — долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV—III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды — сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

https://www.youtube.com/watch?v=vwe45tQ4RjI

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати.

Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума.

Прото-йога — это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ — первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов — Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие.

Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей.

Волшебное и мистическое происхождения тепла — это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Йога доклассическая (около 1500—500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII—III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала.

Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу.

Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками.

С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы.

Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым.

Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа.

На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность.

Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.

Классический период (около 200 — 500 л. н.э)

Классическая йога — одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр — афоризмов.

В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев.

Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

https://www.youtube.com/watch?v=b-CGwsLEh80

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Постклассическая йога (около 500 — 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности.

Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы).

Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV—XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела.

Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша).

В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток.

20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки.

Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие.

В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.

Видео:ВЕЧЕРНЯЯ ЙОГА для расслабления (йога для начинающих, медитация перед сном)Скачать

ВЕЧЕРНЯЯ ЙОГА для расслабления (йога для начинающих, медитация перед сном)

Йога: что такое, история возникновения и основные виды

Сейчас, большую популярность набирает такое направление самосовершенствования, как йога. Она уже получила признание на Востоке и стала модной тенденцией в Европе.

Она представляет собой древнейшую систему медитативной практики. В течение многих веков она претерпевала значительные изменения, и приобрела вид полезной практики для души и тела.

В общепринятом смысле, что такое йога, как учение описывается в тексте Катхака-упанишады в 11 строке 3 главы.

Что означает слово «йога»

Если исходить их санскрита «йодж» означает объединение, связь, обретение гармонии и т.п. Первое упоминание слова встречается в «Ригведе» — одной из четырех частей древнейших индийских Вед. В них, под йогой подразумевается упряжка.

Историческая справка

История возникновения йоги — дорога к совершенствованию духа и достижению возвышенного познания. Арийская культура прошлой Индии не является единственным первоисточником йоги.

Ее история имеет неразрывную связь с индуизмом, это универсальное учение.

Основываясь на древних индийских текстах — Ведах, и археологических находках можно сказать, что система йоги зародилась в древнейшей Индии.

Доклассический период в учении

Основы йогиновской практики берут начало в цивилизации Инда-Сарасвати более 5 тыс. лет назад на севере Индии. Старинные священные Веды упоминали йогу. Это своего рода сборники духовных текстов, которые содержали песни, мантры, ритуальные обряды, используемые брахманами и священнослужителями.

Благодаря таким людям, учение постепенно подвергалось усовершенствованию и развитию. Они описывали медитации и взгляды в Упанишадах — огромной книге из более, чем 200 текстов.

Самым известным и популярным является принесение жертвы во время ритуала, они научились этому из Вед, тем самым обучаясь принижать свое эго путем самопознания, действия и мудрости.

Классический период

На этапе, который называется доклассическим, йога представляла собой комбинацию самых разнообразных учений, мнений, взглядов, которые иногда находились в противоречии.

Классическая же стадия характеризуется Йогой-сутры Патанджали — это первое систематизированное определение йогического учения. Текст был написан во II веке и содержал путь, пройденный Раджа-йогой (классический).

Патанджали реорганизовал йогиновскую практику в так называемую «восьмерку», где были пошагово описаны стадии достижения самайи (просветления). Йога-сутры считается основополагающей для современного учения.

Постклассический период

Мастера йогиновской практики, спустя века после Патанджали, основали систематизированный комплекс упражнений, целью которых было улучшение физического состояния и продление жизненного пути йогина. Человеческое тело воспринималось, как инструмент достижения нирваны. Ведическое учение было опровергнуто.

Тантра-йога использовала резко противоположные способы очищения тела и разума, развязки узелков физической сущности человека. Таким образом, эта практика духовно-физических связей, которые были сконцентрированы на теле, достигла уже более современного этапа учения — Хатха-йоги.

Этот тип в современном мире ошибочно принимается за йогическую практику, но это только ее небольшая часть.

Йога в буддизме

Учение йогинов имеет неразрывную взаимосвязь с древними индийскими религиями. Например, йога повлияла на буддизм, который характеризуется аскетизмом, духовными занятиями и достижением транса.

https://www.youtube.com/watch?v=wLFXA8wEx2Y

В буддизме читтаматра, буддийской ветви философии махаяне, которая зародилась в 5 веке в Индии, йога — это основа практических упражнений, ведущих к бодхисатве — пробуждению, просветлению.

Основной особенностью дзен-буддизма является непосредственное приближение к йогическому учению. Это направление буддийской религии — одно из видов буддизма махаяны. В западных странах дзен развивается одновременно с йогой. Между этими направлениями, несомненно, есть схожие черты. Это следует учитывать, так как медитативная школа дзен-буддизма имеет в своих корнях йогиновские медитации.

Для буддийской религии в общем, и частично для дзен, некоторые основополагающие части йоги имеют большое значение.

Также медитация является составляющей тибетского буддизма. В ответвлении ньигма йогины постепенно продвигаются к более высоким ступеням от маха-йоги и анну-йоги до высшей стадии ати-йоги. В иных традициях аналогом этого этапа является анутара-йога.

Практика 108 поз, которая учит контролировать дыхательные движения и сердечный ритм, относится к прочим йогическим системам. Темп, достигаемый во время занятия, назван трул-кхором.

Тантра-йога

Считается, что тантрическая практика может поменять отношение человека к общественному, религиозному и логическому мирозданию, где он существует. С помощью тантризма сознание индивидуума признает, что природа реальности всего лишь иллюзия. Таким образом, он освобождается от цепей майи и старается достичь мукти.

Этот путь связывает тантрическое учение с индийскими религиями (медитация, отстранение от социума), основой которых является недолгое или постоянное отречение от взаимоотношений с обществом. Во время обучения, человек получает наставления о медитационных техниках.

В частности, это касается техники медитации на чакры — одного из подвидов кундалини-йоги, основной целью которого является размещение Божества в чакре сердца для поклонения и проведения занятия.

Йогическое учение в исламе

Существенное влияние на тасаввуф оказали индийские практики йогинов. Древнеиндийское писание о йоге «Амритакунда» в 11 веке было переведено на арабский и персидский языки.

Лица, которые занимали лидерские позиции в духовенстве ислама Малайзии, в 2008 году подписали фетву для мусульман, занимающихся йогой. В ней было описано, что йогическое учение содержит части религии индусов.

Таким образом, занятия для мусульман признаны богохульными и грешными. Гуру йоги Малайзии раскритиковали этот документ, оценив его, как оскорбление.

Фетвой разрешалось проводить хатха-йогу (занятия для тела), но было запрещено практиковать мантры.

Йога в христианстве

Разделим влияние йоги в христианстве на 2 направления: в области православия и католичества

Йогическое учение в православной религии

Исторические деятели в области религии отмечают аналогию между подготовительными способами к аскезе, которые используются священнослужителями в исихии (практике молитвы), и методами практикования йоги. Они доказывают это сходство, приводя отрывки из писаний православных философов.

Но также историки отмечают, что не стоит отождествлять классическую йогу с христианской религией. В йогинских практиках Богу уделяется незначительное внимание. Но нельзя недооценивать их влияние на исихазм.

Также существует точка зрения, согласно которой, генетическая связь йоги и христианства отсутствует, но достижение экстаза в православном аскетизме сходно с состоянием самайи в древнеиндийской практике.

Кроме всего прочего, имеется некоторая аналогия между процедурами психотехник, которые используются в исихии и йоге (задержать дыхание, принять определенную позу, визуализировать, сосредоточить внимании на конкретных частях тела и т.п.).

Историки отмечают сильное психотехническое влияние «умной» молитвы исихийцев аналогично повтору «великой» мантры бакту-вишну.

В 2015 году Организация объединенных наций приняла Всемирный день йоги. После этого Священный Синод Элладской православной церкви выразил свой протест, назвав учение йоги основой индуистской религии, которая несовместима с верой и жизнью православных христиан.

https://www.youtube.com/watch?v=Gseq7N49-JI

После этого выступления, многие православные служители пришли к выводу о несовместимости христианской религии и йогического учения.

Йога и католичество

Католики не связывают йогу с достижением истинного пути Божьего. Они отмечают, что йогическое учение не в состоянии преобразить человеческую душу, просветить ее.

В чем состоит цель йогинов

Каждый йогин, практикуясь в той или иной области медитации, ставит свои собственные задачи, какие он желает достичь.

Например, улучшить физическое состояние или достичь мукти — высвобождение от жизненного пути (от рождения до сансары) и страданий путем познания своего единения атмана с Шивой. В направлениях бакти-вишнуизма, бакти ставится изначальной целью медитации.

В чайтанья-вишнуизме главное — обрести Божественную любовь. Достигнув цели, вайшнав попадает в высший мир, где блаженно служит Вишну.

Отличия современной йоги от древней

Занятия йоги, проводимые в современных спортивных центрах, пропагандируются как комплекс упражнений, который известен с древних времен. На деле, этот тип йоги отличается от традиционного учения. Он лишь отдаленно напоминает настоящую медитативную практику.

Кто же такой йог — это нам еще предстоит узнать. Общаясь с настоящим йогином, можно прийти к выводу, что количество его поз ограничено 7–9. В отличие от занятий в зале, где практикуется 35–40 видов различных позиций. Истинный йог не будет стремиться принять столько асан.

Оригинальная йога нацелена на изменение энергетических потоков, поэтому все упражнения должны выполняться в медленном ритме. Как правило, следует удерживать одну позу не менее 6–7 минут, иногда и большее время. Если это условие не выполняется, то главная цель медитации не будет достигнута.

Упражнения будут сравнимы с обычными занятиями спортом.

В йогическом учении, принятию асан уделяется 20% от общего времени, в основном йогины выполняют психотехнические практики. На занятии йогой в спорткомплексах делается наоборот: большая часть времени уделена физическому состоянию тела.

Позиции, практикуемые в современном обществе, в священных писаниях не упоминаются вообще. Древние тексты в основном содержат позиции сидя, лежа на спине или животе и некоторые перевернутые асаны. Основная причина состоит в том, что основной задачей учения было достижение гармонии и улучшение энергетических потоков, а не улучшение физического самочувствия.

Возможны ли травмы при занятиях йогой

Иногда люди, практикуя медитативные практики, могут случайно покалечиться. Это своего рода спортивная травма. Как правило, к таким последствиям приводят некоторые йогинские позы: стойка на голове или руках, поза лотоса и пр.

Причиной этих травм является неопытность новых учеников или их наставников. Инструкторы проходят неполное и некачественное обучение, так как курсы йоги набирают все большую популярность.

Не все учителя йоги могут правильно оценить физическую подготовку занимающихся, и порекомендовать не выполнять определенные позиции во избежание негативных последствий.

Также, как и новый ученик может не верно расценить возможности и попытаться занять сложные позиции без тренировки.

📺 Видео

Вот это спорт! ЙОГА-СПОРТСкачать

Вот это спорт! ЙОГА-СПОРТ

Йога - путь самопознания. По следам тайныСкачать

Йога - путь самопознания. По следам тайны

Является ли йога бесовской практикой? - Эверетт РоэттСкачать

Является ли йога бесовской практикой? - Эверетт Роэтт

Польза йоги. 15 причин заняться йогой для начинающихСкачать

Польза йоги. 15 причин заняться йогой для начинающих

Утренний комплекс йоги в домашних условиях | Домашняя йога для начинающих. Онлайн фитнес студияСкачать

Утренний комплекс йоги в домашних условиях | Домашняя йога для начинающих. Онлайн фитнес студия

10 глупых вопросов ЙОГА ТРЕНЕРУСкачать

10 глупых вопросов ЙОГА ТРЕНЕРУ

Йога для начинающих. Урок 1. Сурья НамаскарСкачать

Йога для начинающих.  Урок 1. Сурья Намаскар

Подключись к бесконечному источнику энергии | Кундалини йогаСкачать

Подключись к бесконечному источнику энергии | Кундалини йога

Что такое йога. Основы философии 🐘Скачать

Что такое йога. Основы философии 🐘

НЕ НАЧИНАЙТЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЙОГОЙ, пока не ПОСМОТРИТЕ это ВИДЕО ТОП 10 ошибок начинающих. шаткармыСкачать

НЕ НАЧИНАЙТЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЙОГОЙ, пока не ПОСМОТРИТЕ это ВИДЕО ТОП 10 ошибок  начинающих. шаткармы

Стили йоги: Виньяса, Айенгар, Кундалини, Аштанга, Инь, Хот что все это? | Йога chilelavidaСкачать

Стили йоги: Виньяса, Айенгар, Кундалини, Аштанга, Инь, Хот что все это? | Йога chilelavida

Вечерняя йога для начинающих в домашних условиях | 20-минут комплекс на все тело. Позы йогиСкачать

Вечерняя йога для начинающих в домашних условиях | 20-минут комплекс на все тело. Позы йоги

Йога о здоровье легких Йога дыхания которое очищает и тренирует легкие 9 03 2024Скачать

Йога о здоровье легких  Йога дыхания которое очищает и тренирует легкие  9 03 2024

Йога для начинающих дома с Алиной Anandee #1. Здоровое и гибкое тело за 40 минутСкачать

Йога для начинающих дома с Алиной Anandee #1. Здоровое и гибкое тело за 40 минут

Как начать заниматься йогой полному новичкуСкачать

Как начать заниматься йогой полному новичку

я занималась ЙОГОЙ КАЖДЫЙ ДЕНЬ и вот что произошло через МЕСЯЦСкачать

я занималась ЙОГОЙ КАЖДЫЙ ДЕНЬ и вот что произошло через МЕСЯЦ
Поделиться или сохранить к себе: