- Детские игровые тренинги для дошкольников Тренинги для детей дошкольного возраста
- Виды игровых тренингов для дошкольников
- Пример игрового тренинга для дошкольников “Мы разные и удивительные”
- Коммуникативные упражнения, игры и тренинги с детьми
- Презентация к уроку
- Игры, помогающие развивать навыки общения. (Слайд 5)
- Игра «Походки»
- Игра «Колпак мой треугольный» (Слайд 7)
- 2 направление – «Я и мой язык». (Слайд 8)
- Игра «Испорченный телефон»
- Игра «Через стекло»
- 3 направление – «Я и мои эмоции». (Слайд 9)
- Игра «Дневник настроений»
- 4 направление – «Я и Я» (Слайд 10)
- Игра «Рисуем себя»
- Игра «Конкурс хвастунов»
- 5 направление – «Я и другие». (Слайд 11)
- Игра «Слепой и поводырь»
- Упражнение «Рисунки на спине»
- Правила воспитания общительного ребенка. (Слайд 12)
- Дидактические игры-тренинги для дошкольников
- Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета
- Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм
- Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками
- Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности
- Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения
- Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности
- Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества
- Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство
- Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании
- Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации
- Примеры психологических тренингов для детей
- Что это такое?
- Для чего нужны?
- Примеры игр, упражнений и заданий
- Для дошкольников
- Для младших школьников
- На развитие эмпатии
- «Странная мельница»
- «Родственник царевны Несмеяны»
- Тренинги для родителей и детей
- Для понимания позиции другого человека
- 📹 Видео
Видео:Технологическая игра «Визитка». Тренинг на знакомство, единение, открытие себя и другогоСкачать
Детские игровые тренинги для дошкольников Тренинги для детей дошкольного возраста
Успех в жизни человека начинается с уверенности в себе с малых лет. Каждый ребенок имеет свой характер. Одни дети общительные и раскованные, другие замкнутые и нелюдимые.
Однако тем и другим требуется помощь психолога для успешного общения с ровесниками и взрослыми людьми, для повышения самооценки, для возможности самореализации и т.д.
В этом педагогам могут помочь игровые тренинги для дошкольников.
Специальные методики, составляющие основу детских тренингов, направлены на развитие определенных знаний и умений у дошкольников, формирование навыков и социальных установок. Игровые тренинги в недалекой перспективе способствуют лучшей адаптации дошкольников — будущих первоклассников — к школьному коллективу.
Программа занятий с дошкольниками преследует несколько целей.
- Образовательные. Малыши учатся анализировать эмоциональное состояние, сосредотачивать внимание на конкретном виде деятельности, контролировать свои движения, делать их более выразительными;
- Развивающие. Дошкольники на игровых тренингах учатся адекватно выражать свои эмоции вербальными и невербальными способами. Особое внимание педагоги и психологи уделяют развитию речи, памяти, способности ребенка к нестандартному мышлению;
- Воспитательные. Сподвигнуть ребенка на активацию положительного настроя — основная задача педагога-психолога. Положительный настрой способствует более легкому контакту со сверстниками и наставником. Более расположенный к общению дошкольник с удовольствием взаимодействует с другими участниками тренинга и доверяет указаниям психолога.
Обучающие игровые тренинги, проводимые для дошкольников, чаще всего не требуют специального оборудования или конкретных игрушек. Организуя подобную деятельность, психолог может использовать материалы, оказавшиеся у него под рукой.
Настольно-печатным играм следует уделить особое внимание. Обычно, они тематические. Перед покупкой набора или книжного пособия специалисты советуют педагогам ориентироваться на темы, наиболее актуальные для дошкольного возраста. Такими темами могут быть: животные, растения, природа, погода, режим дня, буквы, счет, правила этикета и другие.
Виды игровых тренингов для дошкольников
Обучающие игровые тренинги реализуют сразу несколько педагогических задач, поэтому игры для дошкольников классифицируют по большому количеству критериев. Игра в зависимости от количества участников может быть групповой и индивидуальной.
В зависимости от цели проведения:
- творческой;
- воспитательной;
- направленной на развитие речи;
- математической;
- логической и т.д.
Общепринятая в педагогической практике классификация игровых тренингов для дошкольников выделяет игры, направленные на развитие моторики; речи и коммуникативных навыков; когнитивных способностей ребенка.
- Дидактические предметные игры
Данный вид игр применяется для совершенствования моторики ребенка 4-6 лет, развития у него тактильного, слухового и зрительного восприятия. Дошкольник, манипулируя игрушками и другими предметами, развивает свое воображение и творческие способности. В процессе игры происходит общение дошколенка с другими участниками процесса: взрослыми и детьми.
Например, игровой тренинг “Учим материалы”. Суть игры: дети достают из корзины предметы и игрушки, изготовленные из различных материалов (резина, пластик, дерево, металл, стекло и т.д.). Опираясь на свои ощущения, дошкольники рассказывают из какого материала сделана та или иная игрушка (предмет).
- Настольно-печатные дидактические игры
В игровом процессе используются наглядные пособия, такие как сборники развивающих задачек, плакаты, макеты, карточки, игрушки и т.д. Чаще всего педагоги сами изготавливают такие пособия.
Например, игровой тренинг “Фрукты — овощи”. Суть игры: дошкольники достают из корзины карточки с изображениями овощей и фруктов. Задача детей: называть фрукт или овощ и складывать карточку в тарелку; овощи — в одной тарелке, фрукты — в другой.
https://www.youtube.com/watch?v=XrJ9CTHq0L0
Такие игры направлены на развитие у детей внимания и памяти. Воспитанники совершенствуют речь, учатся связно объясняться.
Пример — игровой тренинг “Придумай загадку”. Ребенок достает карточку с изображением конкретного предмета. Дошкольник описывает изображенный на карточке предмет, не называя его, а остальные участники должны угадать этот предмет.
Попробуй бесплатно! Учебная программа: Документы образовательной организации. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Пример игрового тренинга для дошкольников “Мы разные и удивительные”
Цель игрового психологического тренинга для дошкольников старшего возраста: развитие коммуникативной и личностных сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.
Тренинг проводится для:
- формирования положительного настроя детей на совместную работу в группе;
- развития у воспитанников умения понимать свое и чужое настроение, эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, понимание, сопереживание;
- повышения социального статус ребенка, формирования чувства уверенности в себе;
- снятия у детей мышечного напряжения.
Оборудование: “волшебная коробочка”, картинки с изображением предметов, разрезанные пополам, большой градусник из бумаги, цветные карандаши, “мешок грусти”, веселые смайлики, два сосуда: темный с водой и светлый без воды (радостный).
Ход тренинга для дошкольников:
1 этап. Организационный.
Ритуал приветствия. Приветствие: “Здравствуй друг!”
Дети встают в круг, психолог достает “волшебную коробочку” и просит каждого ребенка достать для себя карточку с изображением половины предметной картинки. Задача воспитанников — найти вторую половинку изображения и создать пару с ее обладателем. После формирования пар дошкольники приступают к приветствию.
Упражнение тренинга для дошкольников “Настроение в кармашке”. Дети сидят в форме полукруга. Один малыш выходит и произносит следующие слова:
“Утром рано поутру, в детский садик я иду.
И в кармашке я с собой настроение несу”.
Далее ребенок мимикой и позой показывает свое настроение. Остальные детишки угадывают, что у него за настроение.
Если ребенок изобразил веселое настроение, то такое настроение помещают в “мешок радости”, если грустное то соответственно в “мешок грусти”.
Упражнение тренинга для дошкольников “Градусник настроения”.
Проводится с целью снижения психоэмоционального напряжения.
Воспитанники рисуют градусник настроения. Для отображения своего настроения дети выбирают определенный цвет карандаша. Этим цветом закрашивают половину градусника. Это означает, что в начале занятия настроение у детей было именно таким.
2 этап. Мотивационный.
Ведущий: “Дети, сегодня я хочу вас пригласить в страну “Хорошего настроения”. Но чтобы попасть в эту замечательную страну нам с вами нужно собрать чемодан в дорогу”.
Упражнение тренинга для дошкольников “Чемодан” (цель — развитие навыков общения).
Ведущий: “Ребята, представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан. Но ведь наш чемодан необычный, поэтому в него мы будем класть то, что желаем друг другу. К примеру, я положу в чемодан радость, дружбу, счастье, улыбку (хорошее настроение, крепкое здоровье и т.д.)”.
3 этап. Практический.
Упражнение тренинга для дошкольников “Зеркала” (цель — развитие невербальных средств общения и наблюдательности).
Ведущий показывает какое-либо движение. Говорить при этом запрещается! Все дети, выступая в роли зеркал, должны в точности повторять движения ведущего. Ведущий хлопает в ладоши, это означает, что нужно выбрать другого участника для роли водящего. Начинаем!
Динамическая пауза “Сороконожка”.
Воспитанники встают цепочкой друг за другом, каждый при этом держится за талию впереди стоящего. По команде педагога, проводящего игру, “сороконожка” начинает движение по комнате, затем приседает, прыгает на одной ноге, идет змейкой. Основная задача детей — постараться не разорвать цепочку и сохранить “сороконожку”.
Ведущий предлагает детям привести себя в порядок (выполняется легкий массаж).
Ведущий: “Ну вот, теперь мы отдохнули и готовы продолжить наше путешествие!”
Игра тренинга для дошкольников “Сосуд слез”.
Ведущий: “Ребята, только гляньте, у нас на пути образовался какой-то сосуд. Да это же “Сосуд слез!” В жизни бывают разные ситуации, когда люди плачут не только от обиды, несчастья, но и от радостных событий.
https://www.youtube.com/watch?v=_eR-OcAcqow
Давайте совершим маленькое волшебство: освободим сосуд от печальных слез и наполним его “слезами радости”.
Воды в сосуде на один стаканчик, педагог наливает воду в стакан из первого сосуда, а дети передают его друг другу, при этом улыбаясь. Последний ребенок переливает стакан с водой в яркий сосуд и передает его по цепочке обратно.
Игра тренинга для дошкольников “Ледышки и веснушки” (этюд на физическое и мышечное расслабление).
Группа детского сада делится на две команды — одна команда “ледышек”, другая “веснушек”.
По команде ведущего “Начали!” дети медленно, не толкаясь начинают перемещаться по залу. После одного хлопка замирают “ледышки” в той позе, в которой остановились. “Веснушки” в это время продолжают движение. После двух хлопков замирают “веснушки”.
4 этап игрового тренинга. Рефлексивный.
Ведущий дошкольникам: Выбирайте снова карандаш, с цветом которого ассоциируется ваше настроение, и закрашивайте вторую половину градусника.
Ритуал прощания. Воспитанники встают в круг, берутся за руки и хором говорят: “До свидания!” Спасибо всем!
Скачать примеры тренингов для дошкольников
Скачать в .docx
Полноценный обучающий игровой тренинг следует проводить именно с дошкольниками по следующим причинам.
- Малыши в возрасте 4- 6 лет обладают устойчивым вниманием. Игра может длиться примерно 20 минут, а может и дольше в случае заинтересованности ребенка.
- В данном возрастном диапазоне (до 6 лет) у детей улучшается сенсорное восприятие, образное мышление. Ребенок в детском саду уже обладает достаточно большим словарным запасом, без проблем изъясняется.
- У дошкольников уже проглядываются способности к конкретным видам деятельности, которые возможно развивать с помощью игрового тренинга.
- Четырех- и шестилетки уже способны следовать правилам игры, выполнять действия последовательно. Обучающая игра должна иметь четкий план и правила — это обязательные условия.
Возраст воспитанников ДОУ — классический возраст для игры. Игровые тренинги развивают дошкольников личностно и интеллектуально, способствуют формированию сложных психических навыков.
В форме игры ребенка легче научить концентрации внимания и сдержанности.
Цель детского тренинга для дошкольников — не просто развеселить, но сформировать полноценную психологически устойчивую личность, физически и интеллектуально развитую.
Видео:психологическая играСкачать
Коммуникативные упражнения, игры и тренинги с детьми
- Фоменко Алеся Ивановна, педагог-психолог
Разделы: Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (877,8 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети.
Один из известных педагогов говорил, что «дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». (Слайд 2) Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами.
Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.
Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а также душевное благополучие во многом зависит от того, хорошо он освоил в детстве искусство общения.
И помочь ему в этом на первых порах должен именно взрослый.
Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно богатым житейским опытом, знающий особенности характера своего малыша является для него авторитетом на первых порах жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=chRvDmttp4c
Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане общения.
Что же такое общение? (Слайд 3)
По Занкову общение вообще, а в семье в частности — это «процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности». Итак, общение- это главное условие для развития и жизни человека. (Слайд 4)
Каким вы видите общение с вашими детьми? Какие встречаются трудности?
Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут.
Игры, помогающие развивать навыки общения. (Слайд 5)
Приведу примеры игр способствующих развитию основных умений общаться, которые родители могут провести дома индивидуально со своим ребенком или вместе с его друзьями. Эти игры можно разделить на несколько различных направлений:
1 направление – «Я и мое тело». (Слайд 6)
Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.
Игра «Походки»
Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить как клоун в цирке, как лев, как котенок и т.д.
Затем вы можете предложить ребенку загадать какого-либо животного и походить его походкой, а вы по походке постараетесь угадать, кого ребенок хотел изобразить.
Игра «Колпак мой треугольный» (Слайд 7)
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с меня, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак».
После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя).
В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
2 направление – «Я и мой язык». (Слайд 8)
Игры, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.
Игра «Испорченный телефон»
Детям нужно по цепочке шепотом передать слово так, что бы оно не потерялось, и не изменилось. Ребенок, которому должны передать слово делает вид, что спит. Каждый передающий должен разбудить другого, делая это бережно и осторожно. Таким образом, мы тренируемся соблюдать 2 правила: никого не обижай и слушай внимательно.
Игра «Через стекло»
Ребенку предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».
3 направление – «Я и мои эмоции». (Слайд 9)
Игры, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Игра «Дневник настроений»
Заведите вместе с ребенком «дневник его настроений», в котором вы каждый день вместе с ним будете отмечать его настроение. Если оно в течение дня меняется, то сделайте несколько отметок. Вводятся условные обозначения:
Веселое радостное настроение,
Немножко грустно, хочется помолчать, подумать о чем-нибудь,
Грустно и скучно, хочется плакать.
https://www.youtube.com/watch?v=68c7q12VdLU
Вы можете вместе с ребенком придумать свои обозначения или расширить эти.
Дневник настроений усиливает внимание к своим эмоциям, настроению, дает осознание своего эмоционального состояния и умение выразить его словами.
4 направление – «Я и Я» (Слайд 10)
Здесь собраны упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
Игра «Рисуем себя»
Ребенку предлагается нарисовать цветными карандашами себя. После рисования обсудите вместе с малышом, что ему нравиться и не нравиться в себе и в своем изображении, почему. А затем попросить нарисовать ребенка себя, когда он вырастет.
Игра «Конкурс хвастунов»
Взрослый предлагает ребенку посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, один говорит «Я красивая», другой: «А я смелый» и т.д. Необходимо стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.
5 направление – «Я и другие». (Слайд 11)
Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.
Игра «Слепой и поводырь»
Ребенку завязываются глаза. Родитель должен водить «слепого» по комнате, преодолевая вместе с ним различные препятствия. Важно показать и помочь почувствовать ту ответственность, которую несет ведущий за состояние и благополучие ведомого. Затем поменяйтесь местами.
Упражнение «Рисунки на спине»
Дети разбиваются на группы по три человека в каждой, образуя одну гигантскую звезду. Каждая группа становится одним из лучей этой звезды, для этого необходимо сесть на пол в один ряд, друг за другом, повернувшись спиной к ведущему.
Ведущий показывает сидящим ближе всего к нему детям картинки фигур, а им необходимо будет ее нарисовать на спине сидящих перед ними ребенку. Второй ребенок в ряду постарается «прочитать» своей спиной рисунок и должен будет нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее.
Когда картинка «дойдет» до ребенка, сидящего в вершине своего луча, он должен будет нарисовать на листе бумаги, тот рисунок что «дошел» до него.
Правила воспитания общительного ребенка. (Слайд 12)
Данные игры непременно помогут ребенку, однако родителям необходимо помнить, что неправильное воспитание и стиль общения может нивелировать полученный результат от игр. Поэтому родителям необходимо помнить: (Слайды 13, 14, 15, 16)
- От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «Я — хороший ребенок». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
- Душевная копилка ребенка работает день и ночь ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
- Научиться слушать своего ребенка в радости и в горести.
- Даже требования, которые вы предъявляете своему ребенку, должны быть наполнены любовью и надеждой.
- Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
- Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
- Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
- Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
- Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
- Заводите в семье свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению, об этом говорю не только я, но и детские рисунки.
Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе. И в сегодняшнем разговоре мне не хотелось бы ставить точку. Возможно, сегодня мы не решим всех проблем по этому вопросу, но если вы задумались, взяли себе на заметку некоторые советы, значит, разговор состоялся.
https://www.youtube.com/watch?v=Lx5vzF-GRPM
Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».
Уважаемые родители, коллеги общайтесь и будьте счастливы! (Слайд 17)
27.03.2013
Видео:Упражнение «Тучка». Тренинг «Всё в твоих руках!». Февраль 2020Скачать
Дидактические игры-тренинги для дошкольников
Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими — добрыми, порядочными, воспитанными.
Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей.
Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости.
Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей. Некоторые из таких игр-тренингов для детей предлагаем вашему вниманию.
Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета
Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».
Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм
Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.
Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.
Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками
Оборудование: цветик-семицветик.
Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?
Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.
Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.
Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.
Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.
Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности
Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.
Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.
https://www.youtube.com/watch?v=wkpXNqpOIGM
Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.
Победителей награждают аплодисментами.
Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения
Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог — главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.
Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности
Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой — на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами.
Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается.
Пары меняются ролями.
Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.
Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.
Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества
Оборудование: индивидуальные «пульты управления».
Участники игры делятся на пары. Половина детей — «луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.
Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.
Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство
Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.
При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:
- смотреть в глаза гостю,
- улыбаться, слегка наклонив голову.
В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?
Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?
Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании
Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений — можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.
Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации
Оборудование: магнитофон.
Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.
https://www.youtube.com/watch?v=mvn8weOhoNs
Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игра-тренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем — девочки, во внешнем — мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются приветствиями.
Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.
Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.
Т. Лобанок
Видео:Игра "Коллективный счет"Скачать
Примеры психологических тренингов для детей
Сегодня о тренингах говорят повсюду.
Взрослые охотно посещают их, следуя рекомендациям знакомых или собственному желанию.
А нужны ли тренинги для детей? Не рано ли им начинать тесное общение с психологами?
Кто такой детский нейропсихолог и что он лечит? Ответ узнайте прямо сейчас.
Что это такое?
Далеко не все взрослые стремятся разобраться в сути имеющихся проблем и готовы много тренироваться для получения навыков.
Что тогда говорить о детях, которые не всегда даже в состоянии осознать, для чего им необходимо осваивать что-то для пользы дела в скором или отдаленном будущем?
Как же обучать детей полезным навыкам, чтобы упростить контакты с социумом и работу над задачами, требующими приложения массы усилий или нестандартного подхода? Используя стремление и любовь детей к развлечениям.
Тренинг это что-то наподобие игры по правилам, разработанным специалистами в области психологии, педиатрии и педагогики.
Поэтому при профессиональном подходе к мероприятиям, каждое из них будет иметь практическую пользу.
Свод рекомендаций относительно действий, которые участники должны стараться соблюдать, направлен для получения детьми полезных навыков для решения имеющихся или предполагаемых задач в жизни.
Для чего нужны?
Поскольку обучение полезному проходит в формате игры, оно не вызывает душевного протеста.
Ведь во время тренинга обычно можно, а зачастую и нужно активно общаться с соседями, двигаться, смеяться и не сдерживать эмоции (до разумных пределов, конечно).
Благодаря тому, что нужный навык прорабатывается в игре несколько раз и при этом ребенок стремится его использовать, чтобы добиться результата в мероприятии, желаемые результаты достигаются краткие сроки.
Тренинги для разных возрастных групп отличаются по регламенту. В зависимости от основной задачи, цель тренинга может быть направлена на:
- Развитие у детей навыков коммуникации с ровесниками или представителями других возрастных категорий.
- Формирование способности с комфортом для себя и без претензий со стороны окружающих встраиваться в любое общество.
- Приобретение желания и привычки цивилизованно разрешать конфликты.
- Развитие привычек лидера, чтобы не тушеваться, когда нужно демонстрировать свои способности миру и близким людям.
- Приобретение умения усилием воли стабилизировать эмоциональный фон при сложных жизненных обстоятельствах.
Перед проводящим тренинг с детьми каждый раз стоит личная задача:
- Расположить приглашенных на мероприятие участников к себе.
- Принять меры, чтобы у большинства посетивших мероприятие было приподнятое расположение духа. Явные психологические зажимы у отдельных подопечных могут усложнить проведение тренинга и точно не принесут пользы ребятам, не сумевшим психологически расслабиться.
- Объяснить участникам условия игры.
- Следить, чтобы развитие событий проходило согласно сценарию.
- Учитывать моменты, когда обстановка сильно отклоняется от запланированного сценария и ненавязчиво влиять на вызвавший это фактор, если это в силах ведущего.
При определении наличия участников, которым все же трудно избавиться на текущий момент от психологических зажимов, тренер должен найти способ быстро поработать с каждым из таких ребят по отдельности, чтобы помочь им ощутить желание активно поучаствовать в тренинге.
https://www.youtube.com/watch?v=xoKgRxTd-NY
Причем под активным времяпровождением не всегда подразумевается множество физических действий — интерес и отслеживание развивающихся событий, формируемых остальными участниками мероприятия, тоже является вовлеченностью в процесс.
Пусть и происходит это при сидении в пустующем углу, откуда все прекрасно видно.
Примеры игр, упражнений и заданий
Длительность занятий для малышей и ребят старшей возрастной категории разная.
Поскольку утомляемость первых выше, а тренинги, пусть и в игровой форме, не должны вызвать дискомфорта и приводить к перенапряжению нервной системы.
Как объяснить ребенку, что воровать нельзя? Советы психологов помогут вам!
Для дошкольников
Занятие для развития навыка снижать активность и слушать выступающего, когда идет, например, концерт или урок, необходимое для формирования уважения к принимаемым групповым правилам.
Тренер рассаживает малышей по кругу на стульчики, а потом просит припомнить сюжет известного мультфильма про мальчика в джунглях.
Затем акцентирует внимание на моменте, когда кто-то из персонажей выступает, а остальные, кроме вредных обезьян, слушают говорящего и не перебивают его.
Ведь если кто-то делает заявление, что-то рассказывает, то, значит, уверен в том, что он говорит важное и неизвестное остальным. А если вести себя как вредная обезьяна, то пропустишь много интересного.
После тренер спрашивают у каждого участника тренинга, насколько тому понятно, почему нужно слушать выступающего и хочет ли спрашиваемый принять для себя это правило.
Занятие требует неоднократного повторения на протяжении продолжительного периода времени и принятия в команде условного знака, обозначающего необходимость придерживаться тишины для лучшего понимания слов говорящего на данный момент.
Это нужно, чтобы в дальнейшем в коллективе не нужно было повторять это занятие всякий раз, когда ребята разбалуются и начнут проявлять невнимательность в период, отведенный для усвоения важного урока.
При многих тренингах необходимо разделение участников на два команды.
Чтобы собирать группы с ребятами, готовыми сотрудничать друг с другом, а не соперничать, рекомендуется тренинг под названием «Река».
Обратившись к ребятам, тренер объявляет об игре, в которой все дети должны сначала выстроиться в одну общую колонну, а затем разделиться на две маленьких, имитируя два рукава одного большого водоема.
Чтобы облегчить задачу малышам, во главе каждой из маленьких речек необходимо поставить по одному явному лидеру из коллектива — остальным детям будет проще выбирать «предводителя», к которому испытывают больше симпатии.
Так без длительных тестов можно позаботиться о том, чтобы дальнейшие групповые занятия проходили с большим энтузиазмом и в слаженном формате.
Тренинг для развития чувства собственной значимости и способности оказать другому эффективную поддержку.
Настроившимся на игру детям показывают игрушку, символизирующую потерявшееся животное.
Для драматизма и подстегивания детского воображения, психолог может рассказать небольшую историю о том, что же произошло со зверюшкой.
После этого он предлагает каждому из детей поочередно обнять игрушку, приласкать ее и рассказать ей, что теперь она в полной безопасности и может рассчитывать на их поддержку.
Что делать, если ребенок врет? Узнайте об этом из нашей статьи.
Для младших школьников
Тренинг для развития способности быстро генерировать ассоциации.
Инструктор объясняет, что нужно разбиться на группы из трех человек. Одному поручается обязанность произносить любое слово, которое может обозначать ка действие, так и предмет или явление.
Второй представитель группы должен высказать свое слово, не имеющее связи с прозвучавшим из уст первого.
https://www.youtube.com/watch?v=23vRq-rZ574
Третий ребенок выстраивает из двух заявленных слов предложение, связав по смыслу два заданных высказывания. Поле этого ребята меняются ролями.
На развитие эмпатии
Группу ребят делят на пары, а потом объясняют, что они должны встать лицом к лицу и в течение минуты рассматривать партнера, задавая, если необходимо, наводящие вопросы.
После каждый по очереди должен рассказать о напарнике все, что он запомнил о другом или считает, что озвучиваемое имеет место быть.
На заключительном этапе психолог интересуется у ребят, насколько они согласны с услышанным о себе, что их беспокоило во время процесса сбора информации или что беспокоит поле озвучивания чужого мнения.
«Странная мельница»
Каждому из участников нужно рассказать о себе и любимых увлечениях, но не с помощью слов, а используя лишь возможности мимики и образов, создаваемых изменением положения рук, ног, тела.
Наблюдающие за одноклассником ребята должны пытаться угадать, что он пытается им рассказать о себе.
После «выступления» ребенок должен обязательно сказать, удалось ли кому-то из окружения понять то, что он хотел о себе заявить.
«Родственник царевны Несмеяны»
Одному из участников предлагают занять центральный стул.
Остальные, помня легенду о том, что перед ними человек, которому очень трудно смеяться и просто радоваться жизни, должны попробовать изменить его настроение с помощью комплиментов и теплых слов в его адрес.
Лучше всего, если для дела будут использованы похвалы, касающиеся лично «Несмеяны». Это могут быть достижения в учебе, какие-то черты характера и внешности.
Тренинги для родителей и детей
При проблеме напряженных отношений между домочадцами по отношению друг к другу можно применить тренинг для улучшения отношений с помощью влияния наиболее авторитетного члена семьи.
Это довольно агрессивная методика для психики, особенно, если у человека хорошая фантазия. Но действенная.
На приеме у психотерапевта клиенту предлагают в красках представить, что произошло бы с каждым членом его семьи, если бы внезапно, вот прямо сейчас, на Земле произошла вселенская катастрофа одновременно с ядерным взрывом в данной местности.
Для контроля над ситуацией психолог во время тренинга может задавать наводящие вопросы, интересоваться, что подопечный представляет в отношении каждого близкого ему человека.
В ряде случаев такая жесткая эмоциональная встряска дает особенно хорошие результаты, если спустя какое-то время авторитетный представитель семьи поделится впечатлениями со своими домочадцами.
Как научить ребенка постоять за себя? Читайте об этом здесь.
Для понимания позиции другого человека
При жалобе на конфликты и «столкновение интересов поколений», пришедшему на консультацию человеку предлагается положить перед собой лист бумаги, а потом представить, что белый прямоугольник — это второй участник конфликта.
Нужно не жульничая, поставить себя на его место и посмотреть на себя же уже глазами другого человека.
Что он ощущает, когда мы говорим какие-то фразы, даем советы или настаиваем на своем.
Часто уже первого сеанса достаточно, чтобы понять суть основного конфликта и его причину.
Тренинг не всегда сразу срабатывают у людей с плохой фантазией, привыкших к беспрекословному подчинению окружающих.
Но в большинстве случаев позволяет быстро и бескровно разрешать даже самые сложные конфликты, если противостояние двух сторон не является битвой бескомпромиссных принципов.
Тренинг общения для детей 5-7 лет:
Наша интересная группа :
📹 Видео
Психологические тренинги для детейСкачать
Упражнение для сплочения команды на тренинге | упражнение тимбилдингСкачать
Игра на знакомство "Кто меня позвал?"Скачать
Уморительная разминка "Вороны-воробьи".Скачать
Игры для маленьких, не очень маленьких и особых детей. Тренинг для волонтеровСкачать
Тренинги на знакомство, общение, двигательную активностьСкачать
Дети 5-6 лет.Игра на развитие ловкости.Скачать
Игры на знакомство. Тренинг для волонтеровСкачать
Тренинг для педагоговСкачать
Психологический тренинг 10 класс. Занятие ведёт педагог-психолог Шабалина Екатерина Александровна.Скачать
ТОП-10 ИГР ДЛЯ ТИМБИЛДИНГАСкачать
Упражнения на развитие внимания у детей 7 - 12 лет | Учимся учиться!Скачать
Тренинг снятия эмоционального напряженияСкачать
Тренинг на сплочение "Мы команда"Скачать
Развивающие игры на 3-4 годаСкачать
Нейропсихологические упражненияСкачать