Обучение для приемных родителей

Содержание

Обучение в школе приемных родителей

Обучение для приемных родителей

С первого сентября 2012 года кандидаты обязаны проходить подготовку. Представляем 8 самых важных вопросов и ответов о школах приемного родителя (ШПР).

Кто должен пройти ШПР?

Все кандидаты, за исключением:

  • близких родственников ребенка (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами),
  • отчима и мачехи,
  • лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено,
  • лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Как утверждают специалисты, ШПР желательно пройти всем кандидатам в том числе и тем, кто не обязан это делать по закону — это поможет справиться с трудностями при адаптации ребенка в семье и предотвратить возврат ребенка в детский дом.

Программа ШПР

Требования программы утверждены  Приказом Минобразования и науки №  623 от 20 августа 2012 года. В завершение подготовки родители должны пройти аттестацию для получения свидетельства.

Длительность обучения  в ШПР должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).

Субъекты РФ самостоятельно определяют условия прохождения подготовки по очно-заочной форме.

Как проходит процесс подготовки?

Разные ШПР предлагают свои расписания занятий несколько раз в неделю по вечерам или по выходным.

Численность групп 10-15 человек. По мнению специалистов, численность группы должна давать возможность для проведения практических занятий, на которых родители могут рассказать о своих проблемах и участвовать в обсуждении значимых для них вопросов.

В некоторых ШПР проводится предварительное собеседование. Для прохождения ШПР заключается договор между ШПР и слушателями.

Занятия проводятся в форме тренингов, лекций, практических занятий.

Свидетельство о прохождении ШПР

По результатам подготовки в ШПР проводится аттестация, после чего выдается свидетельство о прохождении подготовки. Не выдается в случае пропусков в количестве, определенном требованиями о прохождении подготовки и договором со слушателем.

Осуществлять подготовку в ШПР и выдавать свидетельство о прохождении подготовки могут только уполномоченные организации, список которых  по субъектам РФ размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей).

Свидетельства о прохождении подготовки бессрочны.

Как выбрать ШПР?

При выборе ШПР нужно ориентироваться на ее историю,опыт преподавателей ШПР, длительность работы  и удобству обучения.

Обучение в ШПР – бесплатное.

Допускается очно-заочное обучение,  в том числе с использованием дистанционных методов.

Какие знания можно получить в ШПР?

Программа ШПР включает 13 разделов, направлена на

  • выявление и формирования воспитательных компетенций, родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей,
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
  • формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
  • формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями
  • по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей и др.

Что такое вторичные отказы? В чем их опасность?

Одной из главных задач ШПР является профилактика вторичных отказов —   возвратов ребенка из приемной семьи в детское учреждение.

По мнению специалистов, вторичный отказ наносит сильнейшую психологическую травму ребенку.

Принимаются ли свидетельства из других регионов и стран?

Свидетельства, выданные в разных субъектах  Российской Федерации, действительны на всей территории страны.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации.

Для того, чтобы лучше понять работу Школы приемных родителей, читайте интервью с Ириной Гарбузенко, психологом-консультантом и ведущей ШПР.

Узнать подробнее о том, как принять ребенка в семью вы можете в нашей инструкции.

Источник: https://changeonelife.ru/2018/05/31/obuchenie-v-shkole-priemny-h-roditelej-shpr/

Что такое школа для приемных родителей

Обучение для приемных родителей

В России большое количество детей-сирот, которые нуждаются в новой семье и любящих родителях. Многие бездетные пары принимают решение усыновить малыша и стать ему родными.

Но важно помнить, что перед таким серьезным шагом необходима специальная психологическая помощь.

Школа приемных родителей предназначена для подготовки кандидатов на усыновление к решению взять ребенка в семью и нести ответственность за его дальнейшую судьбу.

Для кого предназначена школа приемных родителей

Курс обучения разработан для следующих категорий лиц:

  • Кандидатов в замещающие родители;
  • Будущих опекунов и усыновителей;
  • Волонтеров, планирующих работать в детских домах и приютах;
  • Семей, собирающихся брать детей в гостевом режиме;
  • Опекунов и усыновителей, которые ранее не проходили подобной подготовки.

Школу приемных родителей могут посещать и те, кто взяв ребенка на воспитание, столкнулся с трудностями, с которыми не могут справиться самостоятельно.

Курсы ведут психологи, психотерапевты, юристы, рассказывающие о тонкостях воспитания несовершеннолетнего в приемной семье.

Для получения эффективного результата важен личный опыт, поэтому часто среди педагогов люди, имеющие положительный опыт воспитания приемных детей. В качестве преподавателя выступают и воспитатели, проработавшие несколько лет в приютах или детских домах.

Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:

  • Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
  • Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
  • Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
  • Знакомство с нормами семейного права;
  • Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.

Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.

https://www.youtube.com/watch?v=VyIrwdn3OZU

Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате.

На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей.

Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.

Школу приемных родителей должны посещать не только те, кто хочет усыновить детей старшего возраста, но и те, кто планирует взять малыша из дома малютки. В такой ситуации основной акцент делается на готовности взрослых нести ответственность за будущее ребенка, его воспитание и социализацию в обществе.

программы

Школы приемных родителей встречаются при органах опеки и попечительства, а также при Центрах психологической помощи. Знания, которые в них получают кандидаты в усыновители, условно делятся на 3 раздела: медицинские, юридические, психолого-педагогические.

курсов может незначительно различаться, но в обязательном порядке освещаются следующие вопросы:

  • Основы семейного законодательства России;
  • Психологическое и физиологическое развитие ребенка;
  • Трудности подросткового возраста;
  • Особенности родительских ролей;
  • Охрана здоровья несовершеннолетнего;
  • Последствия жестокого обращения в семье;
  • Адаптация ребенка в новой семье и др.

Единых требований курсов в Школе приемных родителей законодательно не установлено. Поэтому в разных регионах знания, которые получат кандидаты в усыновители, могут различаться. Но основная задача курсов заключается в том, чтобы подготовить будущих родителей к ответственности и свести к минимуму возможность, что впоследствии от ребенка откажутся.

Не все люди, принявшие решение взять малыша в семью, до конца понимают всю ответственность этого шага.

Психолого-педагогическая подготовкаПсихолого-педагогическая подготовка предназначена для того, чтобы помочь взрослым осознать причины этого желания и свою готовность к воспитанию чужого ребенка. Взрослые знакомятся с основами возрастной психологии. Это позволяет кандидатам на усыновлении лучше понимать особенности развития малыша на различных этапах взросления
Правовой разделПравовой раздел курсов предусматривает знакомство с основами семейного права. Будущим родителям рассказывается об основных законодательных актах РФ, регулирующих отношения между детьми и взрослыми. При этом объясняется различие между опекунством, усыновлением и другими формами оформления прав на несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей
Физиологические особенности детейВ Школе приемных родителей знакомят и с физиологическими особенностями детей на разных этапах. Цель данного раздела заключается в просветительской и профилактической работе по развитию малыша

Где пройти обучение

Психолого-педагогическую и правовую подготовку для того, чтобы взять в семью ребенка, можно пройти в государственных учреждениях, созданных с этой целью. Органы опеки, в которые следует обратиться кандидатам на усыновление, дадут направление на курсы и подскажут, где они проходят.

Занятия проводятся в удобное для будущих опекунов время, обычно в вечерние часы, в том числе и по выходным дням. По итогам обучения проводится аттестация.

Если испытание будет пройдено успешно, то будущим опекунам выдадут свидетельство установленного образца о том, что они готовы стать родителями.

В противном случае слушателям будет рекомендовано еще раз пройти курсы. В аттестационную комиссию включаются:

  • преподаватели;
  • сотрудники органов опеки;
  • юристы;
  • медицинские работники.

В коммерческих психологических центрах будущим усыновителям тоже можно посещать Школу приемных родителей, если в итоге они получат утвержденный документ, который примут органы опеки.

Достоинством таких курсов считается то, что кандидатам в опекуны даются более глубокие знания, ведь срок обучения может значительно превышать рекомендованные 72 часа.

Кандидаты на опекунство могут посетить не только обязательные занятия, но и дополнительные, где получат ответы на все интересующие вопросы.

Сотрудники Школы приемных родителей оказывают помощь в принятии решения о выборе ребенка. При необходимости оказывается помощь и после усыновления. Все консультации проводятся в конфиденциальном режиме, информация не разглашается органам опеки и другим посторонним лицам.

Специалисты организации стремятся не выявить возможные проблемы будущих усыновителей, а помогают с ними справиться. Работа Школы приемных родителей направлена на создание всех условий, позволяющих сохранить ребенка в семье.

К каждому слушателю курсов осуществляется индивидуальный подход.

Законодательная база

Источник: https://lawinfo24.ru/family/opeka/shkola-priemnyx-roditelej

Что такое Школа приемных родителей (ШПР)

Семейный кодекс РФ (статья 127), устанавливая требования к усыновителям, в числе прочих указывает на необходимость подготовки претендентов по специальным программам. Такие условия приняты с 1 сентября 2012 года.

Ключевые моменты организации работы школы приемного родителя прописаны в приказе Минобрнауки РФ № 253:

  • ответственность за развитие системы школ возложена на регионы;
  • субъекты РФ сами прописывают требования к программе на территории и форму обучения;
  • установлено сколько длится прохождение курсов в школе приемного родителя: срок не может быть менее 5 и более 180 дней;
  • определение учреждений, в которых созданы курсы обучения родителей возложено на отделы опеки и попечительства;
  • ожидание для кандидатов в усыновители на обучение в ШПР не должно превышать 30 дней;
  • для зачисления требуется письменное заявление;
  • проводить курсы для молодых приемных родителей вправе только специалисты, имеющие профильное образование;
  • работа с усыновителями должна проводиться индивидуально либо в небольших группах (до 15 человек).

Обучение осуществляется бесплатно, но, если в ШПР есть дополнительные курсы, выходящие за рамки основной программы, они могут быть и возмездными.

В ШПР родителям могут предложить прохождение психологического тестирования, результаты которого направят в органы опеки только при наличии письменного согласия.

В настоящее время некоторые школы предлагают дистанционные варианты обучения, законодатель это не запрещает. Но процесс получения знаний в отрыве от практических занятий и «живого» общения, должного эффекта не даст.

Цели и задачи ШПР

Главной задачей педагоги и психологи для семей с приемными малышами ставят осознание мотивации усыновления. Понятно, что ребенок попадающий под усыновление уже пережил психологическую травму, в той или иной степени. В связи с этим необходимо понять истинные причины кандидатов в усыновители, их психологическую готовность принятияребенка в семью во избежание дальнейших возвратов.

Деятельность курсов направлена на получение ответов на самые важные вопросы, в том числе:

  • понимание физиологических особенностей ребенка и детской психологии;
  • подготовка к возможным проблемам в приемной семье, изучение вариантов их минимизации;
  • оказание эмоциональной помощи и поддержки будущим маме и папе.

Цель обучения в ШПР будет выполнена, если истинное желание стать приемными родителями совпадет с наличием навыков и умений для этого необходимых.

Для кого предназначена школа

Прохождение подготовки в школе приемных родителей является обязательным этапом при любой форме устройства ребенка в замещающую семью:

  • в первую очередь речь идет об усыновлении, ведь ребенок становится родным и воспитывается как родной, принимая фамилию родителей;
  • опекунство, попечительство, предполагающее ответственность за жизнь и имущества ребенка до 14 (18 лет);
  • патронат- форма, при которой ребенок формально числится в детском учреждении, но имеет возможность воспитываться в семье;
  • семейный детский дом, созданный как аналог государственного учреждения, где одновременно должны воспитываться от 5до 10 ребятишек;
  • гостевая семья, предполагающая, что ребенок время от времени находится в семье наставника.

Законодатель предусмотрел ряд круг лиц, для которых обучение не является обязательством.

  1. Это ближайшие родственники малыша- бабушка, дедушка, братья и сестры (в том числе только по отцу или матери), мачеха или отчим.
  2. Лица, которые уже являются усыновителями или опекунами, т.е. доказали свою правомочность в данном качестве.

Курсы подготовки могут посещать те люди, которые еще не совсем определились в своих намерения, например, в части формы принятия обязанностей над несовершеннолетним.  Проводимые в школе тесты и тренинги для приемных родителей как раз помогут это понять.

Программа ШПР

Программа обучения в ШПР составляется органами опеки и попечительства субъектов РФ и может разнится, но в ней всегда присутствуют четыре основных блока:

  1. Психолого-педагогический. Преподаются аспекты возрастных   особенностей детей, приемы и методы воспитания. Создается и психологический портрет самих кандидатов в приемные родители. Рассказывается о семье, как форме воспитания: проблемах, конфликтах и способах их решения.Педагоги –психологи расскажут, когда и как открыть ребенку правду о его настоящих родителях, проработать имеющиеся эмоциональные травмы.

    Работа ведется и с самими претендентами в усыновители: их ожиданиями, сомнениями относительно принятого решения.

  2. Медицинский блок направлен на усвоение правил оказания первой помощи ребятам, методах диагностики в лечебных учреждениях.  Важные знания даются в части развития детей с особенностями или задержками психического развития. Здесь будущих мать и отца научат элементарным навыкам обработки ран, основам правильного питания.
  3. Социальное направление программы поможет дать ответы на вопросы   адаптации маленького человека в обществе: отношения в школе, со сверстниками, коммуникации с другими членами семьи.
  4. И, наконец, юридические вопросы. Освещаются темы прав и обязанностей приемных родителей, объема положенных выплат и социальных гарантий. Оказывается помощь в составлении документов: заявлений, прошений, в том числе и при смене форме устройства детей.

Формы обучения на курсах многообразны: лекции, тренинги, тесты, практические занятия, упражнения, индивидуальные или групповые собеседования, постановка ролевых сценариев.Может быть предложено написание сочинения на тему приема ребенка в свою семью.

Отдельное место в системе обучения отводится институтам наставничества и обмена информацией, когда более опытные приемные семьи в рамках коллективных тренингов передают знания своим начинающим коллегам.

Приветствуется похождение подготовки в ШПР обоих супругов, желающих принять детей в семью на воспитание, не возбраняется участие других совместно проживающих родственников.

С чего начать и куда обратиться

Заявить о намерении пройти обучающий курс в школе приемных родителей следует в органы опеки и попечительства по месту жительства. Именно эта служба организует деятельность ШПР на местах, ведет реестр учреждений, уполномоченных на проведение занятий, регистрирует выданные свидетельства о прохождении обучения.

Ознакомиться с перечнем ШПР на территориях можно самостоятельно на сайте Министерства образования и науки РФ (https://минобрнауки.рф/)

Свидетельство о прохождении ШПР

Документ о прохождении обучения и готовности стать материю или отцом Вам выдадут в службе опеки по окончании курсов. Его форма не произвольна —  утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623. Это шаблон федерального образца.

В учреждениях, организующих обучение для усыновителей могут предусматриваться дополнительные сертификаты, подтверждающие прохождение курсов.

Полученные в школе приемных родителей знания, примененные на практике, позволят сделать процесс усыновления комфортным как для родителей, так и для ребят.

Источник: https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/obshhie-ponyatiya/obuchenie-dlya-priemnyh-roditelej

Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы. Полякова О., Орлова А. | Азбука воспитания

Обучение для приемных родителей

Уважаемые читатели!

Перед вами чрезвычайно полезное методическое пособие.

Полезное и для специалистов, которые работают в сфере защиты прав детей, и для неравнодушных активистов, которые хотят помогать детям, нуждающимся в семейном устройстве, в том числе и путем создания и развития эффективных школ приемных родителей. Не просто школ, созданных для «галочки», а базирующихся на лучших технологиях и освещающих широкий спектр вопросов, жизненно важных для подготовки родителей к приему ребенка в семью.

С 2012 года обучение в таких школах стало обязательным для кандидатов в приемные родители.

По замыслу законодателей, правовая и психолого-педагогическая подготовка позволит потенциальным замещающим родителям лучше понять свои возможности, ресурсы, ожидания, разобраться в возрастных и психологических особенностях детей, лишенных попечения родителей, и, в конечном итоге, трезво и осознанно подойти к решению о приеме ребенка в семью. Но на практике качество образовательных услуг очень разнится в разных школах. Для того чтобы потенциальные усыновители из разных регионов нашей огромной страны имели равный доступ к знаниям, которыми они должны напитываться в такой школе, нужно постоянно повышать качество обучения и расширять здоровую конкуренцию в этой сфере. Тогда родители пойдут в школу не просто за документом для проформы, а действительно смогут получить информацию и навыки, жизненно необходимые для успешного приемного родительства.

Авторы последовательно рассказывают о создании школы приемных родителей, не оставляют за кадром ни один из этапов, ни из чего не делают секрета – напротив, дают буквально пошаговую инструкцию по тому, как правильно подойти к такой тонкой материи, как подготовка кандидатов в замещающие родители.

Книга написана простым и понятным языком, читается на одном дыхании. Здесь нет канцеляризмов и специального юридического сленга, который нуждается в переводе. Множество примеров, готовые образцы документов от практиков, работающих в одной из лучших школ приемных родителей в Москве, – еще одно немаловажное достоинство книги.

Мне кажется, что пособие станет прекрасным подспорьем для тех, кто верит, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

Полезного и приятного вам чтения, а после чтения – активных и последовательных действий на благо детей!

С уважением, Юлия ЮДИНА, директор БФ «Измени одну жизнь»

Об авторах

Ольга Борисовна ПОЛЯКОВА – директор Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Марфо-Мариинской обители милосердия.

Руководитель проектов по поддержке кандидатов в приемные родители, профилактике социального сиротства и т.п.

Эксперт Британского благотворительного фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» (CAF-Charities Aid Foundation). Автор научных статей по социальной педагогике.

Алиса Анатольевна ОРЛОВА – журналист, специализируется на социальной и медицинской тематике. Окончила филологический факультет Саратовского государственного университета и Академию журналистики «Коммерсантъ».

Сотрудничала с порталами «Милосердие.ru», «Православие и мир», «Православие и современность», «Татьянин день» и телеканалом «Союз».

Один из авторов методического пособия «Как помогать просителям: работа церковной социальной службы» в серии «Азбука милосердия».

Предисловие. Из детдома — в семью

Самая правильная помощь

Дети без родителей – есть. Их много. По данным Министерства образования и науки РФ, в начале 2016 года в Федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находились сведения о 71,4 тысячи детей (Данные Министерства образования и науки РФ. Источник: минобрнауки. рф (электронный ресурс).

Долгое время в России помощь сиротам сводилась именно к помощи детским домам и интернатам, потому что большинство сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жили в детских домах.

И самой распространенной помощью было шефство, организация праздников, подарки.

Потом стали добавляться более прогрессивные виды помощи: забота о социальной адаптации детей, об их качественном образовании и творческом развитии, сопровождение выпускников и защита их прав и т.д.

Пока детские дома все еще существуют – нужно и это.

Но все же постепенно в общество пришло понимание, что идеальное место для роста и развития ребенка – семья. И  самая правильная помощь ребенку без родителей – помочь ему уйти из детского дома в семью.

Как именно приходило это понимание и почему семья дает ребенку то, чего он не получит в детском доме, читайте в Главе 1.

Реформа детских домов

Детские дома и дома ребенка продолжают существовать. Но сейчас в России происходит их реформа.

В 2014 году в России принято революционное постановление правительства, которое должно в корне изменить традиционную систему интернатов и детских домов.

Теперь по закону дети помещаются в учреждение временно, до возвращения в кровную семью или помещения в семью приемную. (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г.

№ 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).

Даже называются теперь бывшие детские дома по-другому: центры содействия семейному воспитанию. И в задачу руководителей этих центров теперь входит семейное устройство детей.

Семья для ребенка

Большинство детей в учреждениях – социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Для них есть два пути из детских учреждений: в кровную семью или в новую, которую называют замещающей.

Кровная семья. Теперь, когда детдома превращены в центры содействия семейному воспитанию, в задачу специалистов входит и работа с кровной семьей.

Разрыв с кровной семьей – травма на всю жизнь. Поэтому специалисты центров семейного устройства в первую очередь рассматривают возможность возвращения ребенка к кровным родителям.

Бывает, что родители, разлученные с ребенком, находят в себе силы изменить жизнь, наладить быт, найти работу. В этом им могут помочь специалисты – социальные работники, психологи и т.д.

К сожалению, не всегда возвращение ребенка в кровную семью возможно. Тогда и встает вопрос о поиске замещающей семьи.

Но и после этого специалисты продолжают работать над сохранением связи ребенка с кровной семьей, и это важно не только для детей, но и для кровных родственников.

Замещающая семья. Когда возвращение в кровную семью невозможно – например, если родители продолжают злоупотреблять алкоголем или наркотиками и пребывание с ними ребенка опасно для его жизни и здоровья, – руководство учреждения, в которое помещен ребенок, обязано помочь устроить его в приемную семью.

Работа с кровной и замещающей семьей принципиально разная и по сути, и по методам. Наша книга расскажет вам о подготовке замещающих родителей, а именно – о создании школы приемных родителей.

Что такое школа приемных родителей

Для того чтобы приемные родители смогли заменить ребенку утраченную семью, одного их желания мало. Есть специфические проблемы, с которыми они столкнутся, и для их решения личного опыта недостаточно, даже если в семье есть дети. Когда речь идет о приемном ребенке, нужен опыт и помощь специалистов. Получить их можно в школе приемных родителей.

Школы приемных родителей действуют в России с 2000 года. С 2012 года обучение в них стало обязательным для всех, кто собирается взять ребенка на воспитание. Сейчас такие школы есть во всех регионах России.

За 2015 год в замещающие семьи передано более 42 тысяч детей, под предварительную опеку – почти 19 тысяч детей. Но ежегодно российские суды выносят десятки тысяч решений о лишении родительских прав. Например, в 2013 году были лишены родительских прав около 50 тысяч человек. (Данные РИА-новости, код доступа: http://ria.ru/society/20130322/ 928531964.html)

О чем эта книга

Усыновлять детей стали гораздо чаще и охотнее. Эта тенденция не может не радовать. Однако в детские дома тут же поступают другие дети из неблагополучных семей, где родители не справились с воспитанием.

Поэтому потребность в замещающих семьях для детей по-прежнему велика. Детские дома, как мы сказали, теперь должны содействовать устройству детей в семьи, но для учреждений это абсолютно новая и незнакомая сфера деятельности.

Между тем, создать школу приемных родителей можно и на базе детского учреждения.

Кроме того, есть много некоммерческих организаций, которые давно занимаются помощью детским домам и интернатам и «дозрели» до создания собственной школы приемных родителей.

Как создать такую школу? Чему обучать родителей? Какие нужны документы и специалисты, как построить занятия, как родителям встретиться со своими детьми, как поддержать выпускников школы, которые уже взяли ребенка в семью? Обо всем мы расскажем в нашем пособии. Также вы найдете в нашей книге программы обучения (основную и дополнительную), учебные планы и другие документы, которые понадобятся в работе школы приемных родителей.

Об организации, опыт которой лег в основу книги

В основе книги – опыт успешной работы одной из школ приемных родителей – Школы, являющейся частью Центра семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия.

В 2015 году эта Школа стала лауреатом Московской городской премии за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот «Крылья аиста» в номинации «Школе приемных родителей города Москвы за особый вклад в развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Награда присуждалась исходя из трех критериев: количество детей, принятых в замещающую семью выпускниками школы приемных родителей; взаимодействие школы с государственными детскими домами и отзывы выпускников.

Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия – совместный проект Марфо-Мариинской обители и службы помощи «Милосердие», организован в 2011 году.

Одно из основных направлений работы Центра – Школа приемных родителей (далее – Школа). В Центре работают социальные педагоги, психологи, юрист. Многие из специалистов сами являются приемными родителями.

За время существования центра Школу окончили более 300 человек. Всего было устроено в семьи 87 детей.

Кроме того, психологи и социальные педагоги Центра семейного устройства ведут индивидуальное консультирование семей, оказавшихся в кризисной ситуации и обратившихся за помощью.

С 2014 года департамент социальной защиты г. Москвы уполномочил Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия осуществлять социальный патронат кровных семей и сопровождение замещающих семей.

Приоритет для Центра и Школы – семейное устройство детей из трех православных детских домов: Елизаветинского детского дома для девочек (с синдромом Дауна) при Марфо-Мариинской обители милосердия, Свято-Димитриевского детского дома для девочек и Свято-Софийского детского дома для детей-инвалидов. Все три учреждения являются проектами православной службы помощи «Милосердие».

Как изменялось отношение к детским домам

Ответ на вопрос «зачем ребенку семья» – это еще и ответ на вопрос «чем плох детский дом». Действительно, почему важнее не улучшать детский дом, а найти ребенку семью?

Осознание факта, что учреждение – не место для ребенка, с разной скоростью и в разные сроки происходило во всем мире. Впервые о том, как влияет на малыша разлука с семьей, ученые задумались в ХХ веке.

В 1969 году в Англии сняли документальный фильм «Джон». Один из авторов фильма, Джеймс Робертсон, был соцработником и входил в исследовательскую группу, изучавшую влияние на маленьких детей разлуки с родителями. Герой фильма, полуторагодовалый Джон, спокойный и ласковый мальчик из хорошей семьи, провел девять дней в доме ребенка, пока его мама была в роддоме.

Ученые были поражены тем, как повлиял на Джона этот опыт. За короткое время спокойный малыш превратился в затравленного зверька, он стал недоверчивым, плаксивым, робким. Когда мама вернулась, он уже не мог доверять ей так, как прежде. Все эти изменения происходят на глазах у зрителей.

Фильм «Джон» вызвал бурное обсуждение и в итоге изменил систему помощи детям в Великобритании.

Особенности детей из учреждений

То, что произошло с Джоном, специалисты называют депривацией (лат. deprivatio – потеря, лишение).

Это негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворять насущные жизненные потребности, например такие, как общение с матерью для маленького ребенка.

Влияние депривации тем сильнее, чем дольше ребенок находился в учреждении. Младенцы, которых не брали на руки, не обнимали, не разговаривали, игнорировали их плач, недополучают важнейших для развития импульсов.

Портрет «типичного детдомовца» нарисовать невозможно, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности и жизненная ситуация: есть отказники, попавшие в дом ребенка из роддома и не имевшие опыта жизни в семье, а есть дети, изъятые из неблагополучных семей. Но все же продолжительное время, проведенное в детском доме, вырабатывает в них некоторые сходные черты:

– проблемы со здоровьем и отставание в развитии, как физическом, так и психическом;

– сложность в установлении тесного эмоционального контакта со взрослым. Эти сложности связаны и с разрывом кровных связей, и с отсутствием у детей «персонального» взрослого. Такие сложности называют нарушением привязанности;

– потребительское отношение к взрослым: дети видят в них обслуживающий персонал. Например, дети не понимают, что взрослые могут болеть;

– размытость понятия «свое» и «чужое»: все общее и коллективное;

– отсутствие личного мнения и личной ответственности: во всем виноват кто-то другой, решения в жизни ребенка принимают другие, он не имеет своего мнения, не умеет делать выбор, легко соглашается, легко попадает под влияние, особенно негативное.

Главный психологический итог пребывания ребенка в учреждении – базовое недоверие к миру.

Пример. «Пришелец» из интерната (рассказ приемной мамы о появлении в ее многодетной семье ребенка из коррекционного интерната): «У нас поселился инопланетянин. Он просыпается в одно и то же время. Ровно в 8.30 он должен приступить к завтраку. На завтрак должна быть манная каша, так его научили там, на другой планете.

Гренки с сыром и какао с мороженым не принимаются. Компот, кефир, молоко, чай – весь его список. Говорил он короткими фразами, на вопросы отвечал односложно. Если что-то было нужно – хныкал. При первых капризных звуках мы говорили: ”А тем, кто капризничает, печений на полдник не будет. Только вафли и пряники“.

В ту же секунду наступала тишина, слезы высыхали.

Источник: https://azbyka.ru/deti/shkola-priemny-h-roditelej-printsipy-ustrojstvo-dokumenty-polyakova-o-orlova-a

Школа приемных родителей: что это такое, и как осуществляется дистанционное обучение

Обучение для приемных родителей

О необходимости обучения будущих усыновителей говорит не только российский, но и мировой опыт. С недавнего времени школа приемных родителей (ШПР) стала обязательной, педагоги и психологи считают эту меру не только обоснованной, но и самой верной.

Первое, с чего стоит начать лицам, желающим взять на воспитание ребенка – это разобраться в себе, причинах такого решения и реально оценить свои возможности. Особенно если претенденты хотят воспитывать ребенка-инвалида, которому требуются особые внимание и уход.

Кто и зачем должен пройти обучение в школе приемных родителей?

ШПР организованы государством для кандидатов, желающих взять несовершеннолетнего на воспитание в семью. Сертификат о прохождении курсов входит в перечень обязательных документов для усыновителей.

Законодательство обязывает проходить курсы лиц, планирующих стать приемным отцом или матерью, кроме:

  • прошедших процедуру усыновления или ШПР раньше;
  • родственников ребенка (бабушки, дедушки, брата, сестры).

Специалисты рекомендуют пройти учебу всем будущим родителям, даже если они не обязаны по закону это делать. Принятие ребенка в семью сопряжено со многими трудностями. Чтобы справиться с ними и не возвращать малыша в детский дом, необходимо обладать знаниями, которые помогут установить контакт, сгладить период адаптации.

Именно в ШПР будущие родители смогут объективно оценить свои силы и решить, смогут ли они справиться со всеми сложностями, которых будет немало. На практике немало претендентов отсеиваются именно на этом этапе.

Лица, которые не могут быть допущены к обучению

Категории граждан, которых запрещено допускать к учебе в ШПР:

  • лица с алкогольной и наркотической зависимостью;
  • недавно пережившие потерю близкого человека;
  • имеющие психические отклонения.

На практике и по закону детей в такие семьи на воспитание не отдадут. Именно поэтому «проблемные» группы слушателей отсекаются на начальном этапе.

Как выбрать школу приемных родителей?

Ознакомиться со списком ШПР можно на сайте Министерства образования и науки РФ, выбрав свой регион. Моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе школы приемных родителей:

  • опыт школы;
  • квалификация преподавателей;
  • форма преподавания (очная, очно-заочная, дистанционная, школы выходного дня);
  • время проведения занятий и их длительность;
  • отзывы лиц, прошедших обучение.

Если будущие родители хотят взять на усыновление ребенка с особенностями в физическом или психическом развитии, им лучше пройти обучение при том учреждении, в котором такие дети содержатся. Преподаватели смогут рассказать, какие диагнозы имеют их подопечные, какие есть особенности ухода и воспитания.

Программа прохождения ШПР и особенности процесса обучения

Программа ШПР утверждена на федеральном уровне, она одинакова для всех регионов страны. Каждая школа может самостоятельно решать, в каком объеме и форме будет подаваться материал, однако темы курсов утверждены Министерством образования и не могут быть изменены.

Образовательные учреждения не вправе требовать оплаты курсов. Существуют исключения, когда вводятся дополнительные программы, и в этом случае платное обучение допускается.

Длительность обучения варьируется — от 1,5 до 2 месяцев, количество часов — от 30 до 80. Обычно занятия проводятся 2 раза в неделю, в т.ч. в выходные дни.

Основные направления учебы в ШПР:

  • медицинские аспекты, уход за ребенком;
  • юридические вопросы;
  • детская психология, воспитание и образование;
  • практические занятия с психологом.

При этом большая часть занятий – практическая.

Психолог помогает потенциальным родителям понять, какова роль семьи в их жизни, как справиться с трудностями адаптации, установить контакт с малышом, разбираются распространенные ситуации.

Самое трудное для кандидатов – помочь ребенку справиться с последствиями душевной травмы, которая была нанесена ему до попадания в детский дом. На этом психолог акцентирует особое внимание во время практических занятий.

Некоторые школы приглашают опытных усыновителей, которые рассказывают о том, как проходил их путь, как они решали сложные вопросы. Такая практика дает очень хорошие результаты. Положительный пример и реальные истории вдохновляют претендентов или, наоборот, дают почву для размышлений.

Форма образовательного процесса выбирается школой самостоятельно. Несмотря на допустимость дистанционного и очно-заочного обучения, далеко не все школы имеют техническую возможность их проводить. Больше всего распространено очное обучение усыновителей.

Все данные будущих родителей, которые желают посещать курсы, конфиденциальны и не могут оглашаться. В конце обучения слушатели обязательно проходят аттестацию и при успешной сдаче получают сертификат о прохождении курсов.

Свидетельство о прохождении школы

Право выдавать свидетельство о прохождении ШПР есть только у аттестованных на этот вид деятельности организаций. У документа нет срока действия, т.е.

пройдя ШПР и получив свидетельство, его можно использовать в дальнейшем неограниченное количество раз.

Если программа за это время изменилась, претенденты могут пройти дополнительные занятия в той же школе или получить новое свидетельство.

Какие знания можно получить по результатам обучения в ШПР?

Преподаватели стремятся к тому, чтобы слушатели смогли получить в ШПР необходимые знания:

  • осознание собственных мотивов для усыновления, почему человек решил взять в свою семью приемного ребенка;
  • адекватная оценка своих сил и ресурсов, понимание всех рисков и трудностей;
  • общие сведения о воспитании детей, особенно приемных и имеющих отклонения в развитии.

Многие слушатели не осознают в полной мере, какие реальные трудности возникнут при адаптации ребенка в новой семье и установлении с ним контакта. На курсах педагоги и психологи помогают «снять розовые очки» и оценить свои возможности воспитания неродного ребенка, помогают понять, как справиться с возникающими трудностями.

Главные навыки, которые должны появиться в результате посещения ШПР – умение попросить помощи в трудной ситуации и осознание того, что многое еще предстоит узнать. Помощь психолога или педагога может требоваться достаточно часто, особенно на первом этапе.

Можно ли получить свидетельство в другом регионе или стране?

Граждане другого государства имеют право пройти обучение по месту своего постоянного проживания. То же самое относится к россиянам, которые постоянно живут за границей. Свидетельства иностранного образца принимаются отечественными органами опеки.

Если претендент на усыновление ребенка проживает в другом регионе, он имеет право пройти курсы в ШПР по месту своего пребывания. При этом он может обучаться в любом регионе РФ бесплатно. Свидетельство, которое слушатель получит после успешной аттестации, будет действовать на всей территории РФ.

Что делать, если органы опеки неправомерно требуют пройти ШПР?

Если органы опеки неправомерно требуют повторно пройти ШПР или обновить сертификат, выданный в другом регионе, кандидатам следует подавать бумаги на усыновление в установленном порядке. Такие действия государственной службы связаны с непониманием требований закона и нежеланием брать на себя ответственность.

Если специалист отказывается принимать пакет документов, следует передать его через канцелярию, заказным почтовым отправлением или попросить официальный отказ с пояснениями. В большинстве случаев специалисты службы опеки разъясняют законность своего решения, ссылаясь на нормативные акты, не доводя ситуацию до жалобы на их действия в прокуратуру.

Источник: https://SemPravorf.ru/opeka/shkola-priemnyh-roditelej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.