Основы технологии группового тренинга

Видео:Технологическая игра «Визитка». Тренинг на знакомство, единение, открытие себя и другогоСкачать

Технологическая игра «Визитка». Тренинг на знакомство, единение, открытие себя и другого

И.В.Вачков основы технологии группового тренинга

М:Издательство «Ось-89», 1999

Аннотация Введение

Часть I психологический тренинг как средство развития самосознания: немного об основах

Глава 1.1Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии
Теория «животного магнетизма» Ф. А. Месмера. Групповая психотерапия и гипноз. Социально-психологические аспекты групповых методов. Групповые методы в психоанализе и других психологических школах Запада. Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России. Современные групповые методы и развитие самосознания.
Глава 1.2Психологический тренинг как метод практической психологии
Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг». Общее представление о психологическом тренинге. Специфические черты и основные парадигмы тренинга.
Глава 1.3Психологические особенности тренинговой группы
Цели тренинговой группы. Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Понятие о групповой сплоченности. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный состав тренинговых групп. Количественный состав тренинговых групп.
Глава 1.4Общие тренинговые методы
Глава 1.5Классификация и основные виды тренинговых групп
Критерии классификации тренинговых групп. Гештальт-подход. Групп-аналитический подход. Трансакционный анализ в группе. Психодраматический подход. Телесно-ориентированный подход. Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании (НЛП).
Глава 1.6Основные этапы развития группы в тренинге
Общее представление о стадиях развития группы в тренинге. Первая стадия – подготовка. Кризис в развитии тренинговой группы. Вторая стадия – осознание. Третья стадия – переоценка.
Глава 1.7Ведущий тренинговой группы
Основные роли ведущего группы. Стили руководства группой. Характеристика личности группового тренера. Подготовка ведущих тренинговых групп.

Часть II психологический тренинг развития профессионального самосознания педагога: очерк авторского опыта

Глава 2.1Условия развития профессионального педагогического самосознания в тренинге
Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития. Развитие самосознания как цель тренинга. Организационные аспекты комплектования групп и проведения занятий. Содержательные аспекты тренинговой программы развития профессионального самосознания.
Глава 2.2Психологические и методические аспекты применения видеосъемки в тренинге
Этические проблемы видеосъемки в тренинге. Методические аспекты видеосъемки. съемка на тренинге и развитие самосознания.

Часть III некоторые секреты тренинговой кухни: о рецептах и сервировке блюд

Глава 3.1Практическая психология тренинга как искусство
Сценарии тренинговых занятий. Алгоритмы и тренинговая работа.
Глава 3.2Игровой элемент в психологическом тренинге
Игра: ее атрибуты и значение. Игровые процедуры на тренинговых занятиях.
Глава 3.3Западни для ведущего
Глава 3.4Немного о практической философии тренинга
Философия как методология психологического тренинга. Психотехническая мифология и тренинг. Активное добывание субъективной истины.
Глава 3.5Ритуалы
Связь ритуалов и мифологем. Ритуалы и бессознательные механизмы психики. Примеры ритуалов.
Глава 3.6Медитативные техники
Общее представление о медитации. Медитации-визуализации как метод психологического тренинга. Общие правила применения медитативных техник.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Видео:Технология тренинга 01 02 Что такое тренинг и кто его проводитСкачать

Технология тренинга 01 02  Что такое тренинг и кто его проводит

Основы технологии группового тренинга

ч. 1 ч. 2 … ч. 17 ч. 18

М: Издательство «Ось-89», 1999
Аннотация
Введение

Глава 1.1Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии
Теория «животного магнетизма» Ф. А. Месмера. Групповая психотерапия и гипноз. Социально-психологические аспекты групповых методов.

Групповые методы в психоанализе и других психологических школах Запада. Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России. Современные групповые методы и развитие самосознания.

Глава 1.

2

Психологический тренинг как метод практической психологии
Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг». Общее представление о психологическом тренинге. Специфические черты и основные парадигмы тренинга.
Глава 1.

3

Психологические особенности тренинговой группы
Цели тренинговой группы. Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Понятие о групповой сплоченности. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный состав тренинговых групп. Количественный состав тренинговых групп.

Глава 1.4Общие тренинговые методы
Глава 1.5Классификация и основные виды тренинговых групп
Критерии классификации тренинговых групп. Гештальт-подход. Групп-аналитический подход. Трансакционный анализ в группе. Психодраматический подход. Телесно-ориентированный подход.

Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании (НЛП).

Глава 1.6Основные этапы развития группы в тренинге
Общее представление о стадиях развития группы в тренинге. Первая стадия – подготовка. Кризис в развитии тренинговой группы. Вторая стадия – осознание. Третья стадия – переоценка.
Глава 1.

7

Ведущий тренинговой группы
Основные роли ведущего группы. Стили руководства группой. Характеристика личности группового тренера. Подготовка ведущих тренинговых групп.
Глава 2.

1

Условия развития профессионального педагогического самосознания в тренинге
Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития. Развитие самосознания как цель тренинга. Организационные аспекты комплектования групп и проведения занятий. Содержательные аспекты тренинговой программы развития профессионального самосознания.

Глава 2.2Психологические и методические аспекты применения видеосъемки в тренинге
Этические проблемы видеосъемки в тренинге. Методические аспекты видеосъемки. съемка на тренинге и развитие самосознания.
Глава 3.

1

Практическая психология тренинга как искусство
Сценарии тренинговых занятий. Алгоритмы и тренинговая работа.
Глава 3.2Игровой элемент в психологическом тренинге
Игра: ее атрибуты и значение. Игровые процедуры на тренинговых занятиях.
Глава 3.

3

Западни для ведущего
Глава 3.4Немного о практической философии тренинга
Философия как методология психологического тренинга. Психотехническая мифология и тренинг. Активное добывание субъективной истины.
Глава 3.5Ритуалы
Связь ритуалов и мифологем.

Ритуалы и бессознательные механизмы психики. Примеры ритуалов.

Глава 3.6Медитативные техники
Общее представление о медитации. Медитации-визуализации как метод психологического тренинга. Общие правила применения медитативных техник.
Глава 4.

1

Разогревающие игры и психотехники
Знакомство. Надувная кукла. Спутанные цепочки. Чемпионат борьбы на пальцах. Шестерка. Встреча взглядами. Коллективный счет. Любое число. Выбор траектории. Краткая психологическая характеристика основных форм личности на основе предпочтения геометрических фигур
Глава 4.

2

Игры, ориентированные на получение обратной связи
Мой портрет глазами группы. Первая проба на роль. Дискуссия в ролях друг друга. Ответы за другого. Молчащее и говорящее зеркало. Рекламный ролик. Самосуд. От сумы да от тюрьмы Страшноватый суд. Стул откровений.
Глава 4.

3

Игры социально-перцептивной направленности
Я знаю, что тебе приснилось. Зубы дареного коня. Личный герб и девиз. Белые маги – Черные маги. Шахматы.
Глава 4.4Коммуникативные игры
Катастрофа в пустыне. Ищу друга. Альтернатива.
Глава 4.5Психотехники, направленные на помощь в решении проблем
Разговор со сменой позиции. Несказочные проблемы. Метафора проблемы.
Глава 4.6Медитации-визуализации
Судно, на котором я плыву. Мудрец из храма. Горная вершина.

Словарь
Литература

Вачков Игорь Викторович

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА

Учеб. пособие. – М: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.

Книга представляет собой учебное пособие, обобщающее практику использования современных методов развития самосознания в тренинговых группах. Психотехники, игры и упражнения приведены с конкретными рекомендациями по методике их проведения и анализу результатов. Каждая глава снабжена вопросами и заданиями для самоконтроля.

Рекомендуется преподавателям психологии, педагогики, социальным работникам, студентам психологических факультетов, специалистам в области групповых методов тренинга и всем интересующимся современными технологиями развития самосознания.

ББК 88.8
ISBN 5-86894-274-4

© И. В. Вачков, 1999

© Издательство «Ось-89», 1999

Однажды некий мужчина двадцать лет спустя после окончания университета приехал в город, в котором провел студенческие годы. С радостью узнал он, что его ближайший друг тех лет ныне преподает в этом университете. Конечно же, он не упустил возможность навестить своего старого приятеля прямо на рабочем месте. Тот как раз готовился принимать экзамены у студентов и раскладывал на столе билеты. Приехавший бывший его сокурсник взял наугад несколько билетов и, прочтя их, воскликнул:

— А вопросы все те же!

На что его приятель, преподаватель университета, откликнулся с улыбкой:

— Вопросы те же. Ответы другие…

https://www.youtube.com/watch?v=RNmvuyHuYkI

Эта известная притча, на наш взгляд, хорошо отражает ситуацию во многих науках и в психологии особенно. Душевные проблемы, трудности общения и взаимопонимания, сакраментальный вопрос о смысле собственного существования и тому подобные волнуют людей не одно тысячелетие.

Великие умы человечества искали и находили ответы на эти вопросы, но каждое новое поколение все равно продолжает мучиться и искать. Может быть, потому, что каждый человек должен сам для себя найти эти ответы, прожив свою жизнь, получив собственный, индивидуальный опыт.

Иными словами, лишь пройдя свой путь самосознания…

Группы психологического тренинга, о которых идет речь в этой книге, создают для человека условия получения личностного опыта и тем самым облегчают развитие самосознания.

Это современный ответ на вечные вопросы человеческой души. Он не единственный и не абсолютный. Но кому-то он поможет. Во всяком случае, люди, прошедшие хороший психологический тренинг, всегда становятся немного другими.

Более мудрыми, наверное, потому что они лучше познали себя.

Интерес к психологическому тренингу в последние годы не только не угасает, но, напротив, захватывает людей, даже далеких от психологии.

Достаточно часто приходится объяснять людям самых разных профессий и возрастов, что такое тренинг, чем там занимаются. Практически всегда даже самые пространные объяснения кажутся убогими.

Чтобы передать опыт переживаний, надо быть Толстым или Достоевским. Чтобы понять, что такое тренинг, надо побывать на тренинге.

Эта книга написана для тех, кому психологические тренинги интересны – не только для студентов психологических факультетов (хотя, конечно, прежде всего для них), но и для специалистов, уже ведущих тренинговые группы, для преподавателей психологии, педагогов, социологов, социальных работников. В этой работе акцент сделан прежде всего на психологических тренингах, нацеленных на развитие самосознания. Как нам представляется, именно высокий уровень самосознания выступает важнейшим условием личностного развития человека.

Материал, излагаемый в книге, вполне может быть использован в учебно-воспитательном процессе школ, гимназий, лицеев, колледжей, педагогических училищ, вузов, факультетов и курсов повышения квалификации работников образования, руководителей и менеджеров разных уровней.

Тот, кто хочет разобраться в теоретических основах психологических тренингов и не боится нырнуть в пучину специальных терминов, ссылок, имен, цитат, найдет то, что ему по вкусу, в первой части книги.

Тот же, кого теория не привлекает, может не пугаться: большая часть книги написана совсем другим языком и совсем в ином стиле. Описание авторского опыта разработки и применения тренинга представлено во второй части пособия.

Популярное изложение некоторых методических нюансов «кухни» тренинга вы обнаружите в третьей части. Ну а тем, кого в первую очередь интересует пополнение багажа средств, приемов и методов практической работы, рекомендуем внимательно ознакомиться с четвертой частью пособия.

Именно здесь помещены и подробно описаны психологические игры и психотехники. Большинство приводимых игр являются либо оригинальными разработками, либо авторскими модификациями уже известных упражнений.

Хочется надеяться, что предлагаемая вашему вниманию книга окажется нужной и полезной для вас.

Глава 1.1

ч. 1 ч. 2 … ч. 17 ч. 18

📽️ Видео

Технология тренинга 01 03. Темоцентрированность в тренинговой группеСкачать

Технология тренинга  01 03. Темоцентрированность в тренинговой группе

Технология создания тренингаСкачать

Технология создания тренинга

Тренинг тренеров: технология ведения группыСкачать

Тренинг тренеров: технология ведения группы

Главный принцип обучения инструктора групповых программСкачать

Главный принцип обучения инструктора групповых программ

Схема создания тренингаСкачать

Схема создания тренинга

ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Как учиться быстрее и качественнее?Скачать

ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Как учиться быстрее и качественнее?

Урок 1. Основы проектной деятельности.Скачать

Урок 1. Основы проектной деятельности.

Навыки тренера групповых программ. Команды и жесты.Скачать

Навыки тренера групповых программ. Команды и жесты.

Виды тренинговСкачать

Виды тренингов

ТРЕНЕРСКИЕ ФИШКИ. 3) 19 правил для тренингаСкачать

ТРЕНЕРСКИЕ ФИШКИ. 3)  19 правил для тренинга

Обучение "Инструктор групповых программ"Скачать

Обучение "Инструктор групповых программ"

Музыкальный квадрат. Первый шаг в профессии инструктор групповых программ. Андрей ЛычСкачать

Музыкальный квадрат. Первый шаг в профессии инструктор групповых программ. Андрей Лыч

Навыки тренера групповых программ. СамопрезентацияСкачать

Навыки тренера групповых программ. Самопрезентация

Как начать выступление? 3 приема начала публичной речи как в TED | Даниил ОсиповСкачать

Как начать выступление? 3 приема начала публичной речи как в TED | Даниил Осипов

Основы маркетинга | Филип КотлерСкачать

Основы маркетинга | Филип Котлер

Тренинг «Технологии фасилитации: навыки проведения групповых обсуждений»Скачать

Тренинг «Технологии фасилитации: навыки проведения групповых обсуждений»

МАСПО Тренинговые группы Классификация и особенностиСкачать

МАСПО  Тренинговые группы  Классификация и особенности

Современные образовательные технологии и педагогические инновацииСкачать

Современные образовательные технологии и педагогические инновации
Поделиться или сохранить к себе: