- Психогимнастика
- Упражнения
- Упражнение «Жучок»
- Упражнение «Гордый олень»
- Упражнение «Усталые руки»
- Упражнение «Росток»
- Упражнение «Проворная белочка»
- Упражнение «Шапочка с колокольчиком»
- Упражнение «Устали»
- Упражнение «Снежные комочки»
- Упражнение «Птенчик»
- Практический пример
- 1. Разминка
- 2.Гимнастика
- 3. Общение. Эмоции злости, проявление доброты, хитрости, мудрости
- 4. Поведение
- 5.Завершение
- Цель занятий по психогимнастике
- Программа психогимнастики в тренинге
- 🔍 Видео
Психогимнастика
В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И.
Психогимнастика. М., 1990).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Есть и свои правила проведения занятий:
- У дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников — более восьми. В психопрофилактической работе — 10-12 детей.
- На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети.
- В группе не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка.
- Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только амимичных или только с неустойчивым вниманием и т.п.
- Нельзя включать в одну группу детей с нормой развития, задержкой психического развития и детей с интеллектуальным недоразвитием.
Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи помечен словом фон).
С их помощью легче «заразить» других детей нужной эмоцией.
Главное в психогимнастике — комментарии: краткое, доступное яркое описание ощущений и указание их места:например, «Наклоним голову к самому плечику, чуть-чуть покачали головой и услышали: динь — динь, динь, звучит колокольчик…»
Отрицательные образы, действия необходимо заканчивать положительно («Муравьи», «Жучок» и др.) Заканчивая упражнение или переходя к следующему образу, необходимо «снять» предыдущий.
Упражнения
И. П. – сидя, ноги прямые вместе, руки в упоре сзади. С силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя. Вернуться в И. П. «Муравей залез на пальцы наших ног, бегает, щекотит. Посмотрите, где он – потяните пальцы ног на себя. Он уже на другой ноге, поищем его там. Быстрее пошевелим пальцами, чтобы отряхнуть его»
Упражнение «Жучок»
И. П. – лежа на спине. Попеременное сгибание и разгибание ног и рук. Руки и ноги положить на пол, отдохнуть и повторить движения снова. «С ветки упал на спину жучок и никак не может встать на лапки. Быстро, быстро работает всеми лапками. Отдохнет немножко и опять быстро, быстро лапками работает, чтобы встать, перевернуться. Уф, перевернулся, молодец!»
Упражнение «Гордый олень»
Видео:Веселые упражнения с тренинга: "Секреты постановки и достижения целей"Скачать
И. П. – основная стойка, руки вниз. Поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, носок оттянуть, руки скрестно вверх, пальцы развести, вернуться в И. П.
«На поляну вышел красивый, сильный, гордый олень. Он медленно, важно ступает своими сильными ногами. Гордо, высоко подняв голову, несет свои красивые рога. Он очень горд собой и своими рогами!»
Упражнение «Усталые руки»
И. П. – узкая стойка, руки опущены. Наклоны туловища вперёд и покачивание руками.
«Устали наши руки, болтаются, как будто это не руки, а две веревочки на плечиках болтаются – влево, вправо» Ручки прямые, свободно висят, их как будто ветром раскачивает…
Упражнение «Росток»
И. П. – сидя на корточках, руки сложены перед грудью, ладони соединены, направлены вверх. Медленно поднимаемся, выпрямляем спинку, руки медленно тянем вверх и разводим их в стороны.
«Посадили маленькое зернышко в землю, покажите, какое оно маленькое (И. П.).
Стало солнышко пригревать, дождичком поливать, и в нашем зернышке проклюнулся росток, он медленно стал тянуться к теплу и свету – солнцу. И вот уже из росточка превратился в стебелек с двумя листочками.
Покажите, как листочки тянутся к солнцу и радуются свету, теплу, свободе…»
Упражнение «Проворная белочка»
И. П. – основная стойка, руки на поясе. Поворот головы вправо (влево). Подняться на носки. Вернуться в И. П.
«Спрыгнула с дерева быстрая проворная белочка. Покажите, какая она проворная – поднимитесь на носки и быстро опуститесь. А теперь быстро посмотрите то вправо, то влево»
Упражнение «Шапочка с колокольчиком»
И. П. – стоя, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад c легким покачиванием «колокольчика» на шапочке.
«Медленно наклоняем голову к правому плечу, легко покачали головой.
Слышите, как тихо-тихо звенит колокольчик? Наклоните голову к левому плечу, покачайте головой, колокольчик звенит уже громче: динь-динь… наклоним голову вперед, еще громче зазвенели колокольчики, откинули голову назад и опять услышали звон колокольчиков. Как они звенят?»
Упражнение «Устали»
И. П. – ноги на ширине плеч, Руки в стороны. Медленно опускаем голову на грудь и «перекатываем» ее слева направо, справа налево… И. П.
«Вы устали, мышцы вашей шеи тоже устали. Она стала слабенькой, мягкой, как ниточка, тоненькой. Голова не держится на слабенькой шейке, катается по груди туда – сюда. Отдохнула, окрепла, уже легко поднимает вашу голову, крепко ее держит прямо!»
Упражнение «Снежные комочки»
И. П. – сидя на корточках, прижать колени ко лбу, обняв их руками. «Представьте, что вы маленькие снежные комочки, которые катятся и становятся все больше и больше… Вот уже это большие снежные шары.
За ночь они стали от мороза крепкими, твердыми, как железо. Покажите, какие они крепкие.
Утром стало пригревать солнышко, и от солнечного тепла комочки стали постепенно таять, таять, таять… и превратились в лужицы…»
Упражнение «Птенчик»
И. П. – стоя, руки опущены. Присесть, медленно встать, одновременно поднимаясь на носки и поднимая обе руки вверх. Присесть (повторить 6-8 раз). И. П.
«Ой, посмотрите, птенчики выпали из гнезда, давайте нежно, аккуратно возьмем их и так же нежно посадим в гнездышко…»
Практический пример
Видео:Упражнение «Тучка». Тренинг «Всё в твоих руках!». Февраль 2020Скачать
Далее представлено занятие которое я провожу с детьми 1 класса на кружке театр «Бум» во внеурочное время.
1. Разминка
Педагог.Ребята, вы были когда-нибудь в кукольном театре? Какой спектакль вы смотрели? Что вы видели там? А за кулисы, за занавес, за который уходят артисты, вы попадали? Хотите туда отправиться? Тогда возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир кукольного театра. Пойте вместе со мною знакомую песню(ходьба змейкой по всему залу под песню «Маленькая страна»).
Наконец-то мы пришли. Помните, чем открывал потайную дверь Буратино? У меня тоже есть золотой ключик. Вот он, какой красивый, весь сверкает (педагог показывает воображаемый ключ). Вставляю ключ в замочную скважину, и дверь открыта (имитирует, сопровождая звуковым сигналом (музыка), колокольчик и т.п.).
Ребята, дверь мы открыли, а за ней темно-темно, ничего не видно. Я дам каждому из вас по свече. Держите крепко (прикасается к ладоням каждого ребенка). А теперь ее надо зажечь, а вы прикройте ладонью от ветра, чтобы не затухла (имитирует зажигание). Посмотрите вокруг. Светло стало?
Впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что, вы не боитесь идти по ней? Тогда будем спускаться. Только свечи несите осторожно, не торопитесь, чтобы не упасть и никого не столкнуть (имитация движения вниз — ходьба с постепенным приседанием до корточек).
А теперь лестница поднимается вверх (ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.
2.Гимнастика
(Напряженно)
Бом-бом-бом! Это волшебные часы. Когда они пробьют 1.2, все куклы оживут. Здесь совсем светло. Задуйте свои свечи и поставьте на стол, возьмем их на обратном пути. Встаньте в круг подальше друг от друга, чтобы не мешать друг другу увидеть сказку.
Покажите, как двигаются стрелки на волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так. Руки напряжены, стрелки сделаны из металла. «Бом-бом» — забили часы.
Давайте все вместе сосчитаем до 12.
(Расслабленно)
Первыми ожили куклы бибабо, которых надевают на руку. Давайте я каждому надену на руку веселого Петрушку (воображаемого). Поиграйте пальчиками, чтобы задвигались руки и голова у Петрушки. Какой веселый Петрушка. А теперь вы сами стали куклами бибабо (педагог имитирует).
(Напряженно, ритмично. Расслаблено)
Наклоните голову, поздоровайтесь, как это делает Петрушка. Представьте, как сгибается и разгибается ваш палец, когда на него надета голова куклы. Разведите руки в стороны. Руки прямые, напряженные. Хлопните в ладоши. Петрушка танцует.
https://www.youtube.com/watch?v=bWHezhmbQZQ
Видео:Упражнение для сплочения команды на тренинге | упражнение тимбилдингСкачать
Поклонитесь зрителям. Петрушка кланяется низко. Тело как из тряпочки. Наклонитесь, руки и голова повисли, расслабились.
А еще в кукольном театре есть куклы-марионетки. У них все части туловища привязаны к веревочкам, а веревочки закреплены на палочках. За веревочки дергают, и кукла оживает. Мы с вами превратились в кукол-марионеток. Пока веревочки ослаблены, и все наше тело расслаблено. Ноги согнуты в коленях, все тело обмякло, голова повисла, руки как ниточки болтаются.
(Резко, напряженно)
Но вот дернули за одну веревочку, и поднялась голова, затем одна рука, другая, распрямилась спина, одна нога, другая. Стали дергать за все веревочки, сразу и у нас все задвигалось. Все напряжено: шея, руки, ноги, туловище. Представьте, как дергают за веревочки, которые привязаны к вашим рукам, ногам, голове.
(Кружение, застывание)
То мы как балерина, то мы как Пьеро. А теперь играем на скрипочке.
(Плавно, расслабленно)
Кукольный театр не может обойтись без Буратино. Давайте покажем этого маленького шалунишку. Он весь из дерева, твердый.
(Напряженно)
Папа Карло его только что сделал. Он стоит, расставив ноги, твердые как дерево, и руки такие же твердые. Спина, шея — деревянные. А на лице веселая улыбка.
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел — Ключик, видно, не нашел.
А теперь я превращу вас в тряпичную куклу Пьеро. Буратино веселый, а Пьеро грустный. Тряпичная кукла вся мягкая. Пьеро лежит на травке около дома Мальвины и мечтает о ней. Все тело у него расслаблено.
Поднимает руку, а она у него падает, поднимает ногу, а она тоже падает. Он же сделан из мягкой ткани. Сел Пьеро, а его тело, как тряпочка, опять упало на травку. Все движения медленные.
Как он зовет Мальвину?
Пропала Мальвина — невеста моя. Она убежала в чужие края.
Видео:3/9 Упражнения для начала тренингаСкачать
Но что это за веселая музыка? (запись из м/ф «Буратино»). Скорее вставайте, давайте потанцуем, кто как хочет. Можете танцевать как веселый Буратино, или как нежная Мальвина, или как медлительный Пьеро, или как резвый Артемон.
3. Общение. Эмоции злости, проявление доброты, хитрости, мудрости
Педагог. Садитесь. Давайте отдохнем и немного поговорим. В сказке «Буратино» есть еще и лиса Алиса. Какая она? (Хитрая, обманщица, коварная.) Покажите, какая хитрая лиса. Глазки прищурила, губы сжала, лапки перед собой сложила. Говорит Буратино: «Миленький, добренький Буратино, хочешь, я тебя научу, как разбогатеть».
Покажите по очереди хитрую лису. Как она крадется за Буратино на поле дураков; чтобы украсть у него деньги. Как она говорит; «Какое небо голубое…». А теперь давайте изобразим злого, беспощадного Карабаса Барабаса.
Брови нахмурены, губы сжаты, зубами от злости щелкает, кулаки сжаты, ногам» топает, хлыстом размахивает, бородой трясет:
Всех поймаю, ключик отберу, Всех кукол в огне сожгу!Похожи мы на злого Карабаса? Вы его боитесь? Давайте вместе скажем:Злой, ужасный Карабас,
Не боимся больше вас
4. Поведение
Педагог. Ребята, а чья это песенка?
Затянулась бурой тинойГладь старинного пруда.Ах, была, как Буратино,Я когда-то молода.Был беспечным и наивнымЧерепахи юной взгляд.Все вокруг казалось дивным
Триста лет тому назад.
Да, конечно, это песенка черепахи Тортилы. Какая она? (Старая, мудрая, добрая.) Почему старые люди мудрые? (Долго живут, много видели, много знают, умеют.)
Как Тортила помогла Буратино? (Открыла тайну золотого ключика.)
Как Буратино разговаривал с мудрой Тортилой? (Дерзко, неуважительно.
)
Поблагодарил он ее за золотой ключик? Как нужно обращаться к старшим? В чем проявляется ваше уважение? Какую помощь можно оказать старым людям? Что вам советуют ваши бабушки и дедушки? Давайте разыграем сценку из сказки, в которой Буратино встречается с черепахой Тортилой (изображая мудрость и невоспитанность, терпение и вежливость).
5.Завершение
Педагог. Пора возвращаться. Давайте потанцуем под веселую музыку из мультфильма «Буратино».
Педагог вместе с детьми танцует, изображая действия, по словам песни.
Цель занятий по психогимнастике
Видео:Тренинг снятия эмоционального напряженияСкачать
Впервые термин психогимнастика употребила Ганя Юнова – психолог из Чехии. Она придумала эту систему, основываясь на приемах психодрамы.
Изначально комплекс упражнений предназначался для детей с целью формирования и коррекции психики. Поэтому психогимнастика строилась в виде игры, использовались стихи и веселая музыка.
Такие занятия проводились в разных возрастных группах – для детей в детском саду и начальных классах школы.
https://www.youtube.com/watch?v=1uORRx7Z_34
Сегодня упражнения психогимнастики используются и для взрослых, чаще в формате тренинга. Это всегда групповые занятия, предполагающие выражение эмоций, переживаний, проблем с помощью мимики и движений. В широком смысле задачами психогимнастики являются познание и коррекция личности человека. Более подробно цели такого тренинга можно расписать следующим образом:
- снижение напряжения участников тренинга;
- снятие запретов и страхов;
- развитие внимания;
- сокращение эмоциональной дистанции между участниками занятия;
- развитие чувствительности к собственным движениям и активности других людей;
- формирование способностей к выражению собственных чувств и эмоций и пониманию чувств других людей без словесного выражения.
Программа психогимнастики в тренинге
Упражнений психогимнастики существует масса, но существует схема, которой придерживаются при составлении программы тренинга.
Подготовительная часть
Начинается занятие, как правило, входят упражнения направленные на развитие внимания. Далее идут упражнения на снятие напряжения и сокращение эмоциональной дистанции. В первые занятия тренинг может состоять только из упражнений подготовительной части.
- Гимнастика с запаздыванием. Все повторяют за одним из участников группы какое-либо гимнастическое упражнение, с отставанием от ведущего на одно движение. Постепенно темп упражнения возрастает.
- Передача ритма по кругу. Все участники группы повторяют вслед за одним человеком заданный ритм, хлопая в ладоши.
- Передача движения по кругу. Один из членов группы начинает движение с воображаемым движением так, чтобы его можно было продолжить. Далее это движение продолжается соседом, пока предмет не обойдет всю группу.
- Зеркало. Группа разбивается на пары и каждый повторяет движения своего партнера.
- Для снятия напряжения используются разнообразные подвижные игры, соревнования по типу «третий лишний» и простейшие движения. К примеру, «я хожу по горячему песку», «тороплюсь на работу», «иду к врачу».
- Для сокращения эмоциональной дистанции применяются упражнения, которые предусматривают непосредственный контакт. К примеру, успокоить обиженного человека, сесть на стул, который занят другим человеком, с закрытыми глазами передать чувство по кругу с помощью прикосновения.
Пантомимическая часть
Здесь выбираются темы для пантомимы, которую представляют люди. Темы могут предлагаться психотерапевтом или самими клиентами и могут касаться проблем всей группы или проблемы конкретного человека. Обычно в этой части используются следующие темы.
- Преодоление трудностей. Здесь затрагиваются повседневные проблемы и конфликты. Каждый член группы показывает, как справляется с ними.
- Запретный плод. Каждый из клиентов должен показать, как ведет себя в ситуации, когда не может получить желаемое.
- Моя семья. Клиент выбирает несколько человек из группы и расставляет их таким образом, чтобы проиллюстрировать отношения в его семье.
- Скульптор. Один из участников тренинга становится скульптором – придает остальным членам группы те позы, которые, по его мнению, лучше всего отражают их конфликты и особенностями.
- Моя группа. Члены группы должны быть расставлены в пространстве так, чтобы расстояние между ними отражало степень эмоциональной близости.
- «Я». Темы, который относятся к проблемам конкретных людей – «какой я кажусь», «какой я хотела бы быть», «моя жизнь» и т.д.
- Сказка. Здесь участники тренинга изображают различных сказочных персонажей.
После выполнения каждого задания группа обсуждает увиденное, каждый высказывает свое мнение о ситуации, говорит о возникших переживаниях.
Заключительная часть
Предназначена для снятия напряжения, которое могло возникнуть в процессе пантомимической части, освобождения от сильных эмоций, повышения сплоченности группы и роста доверия.
В этой части используются упражнения из подготовительного отдела. Обычно для большего эффекта психогимнастики используется музыка, которая сопровождает упражнения.
Видео:Технологическая игра «Визитка». Тренинг на знакомство, единение, открытие себя и другогоСкачать
Чаще всего используют классическую музыку, а также звуки природы.
У каждого человека разная мотивация к работе и творчеству. Одних для достижения результатов нужно хорошо разозлить, другие начинают заниматься спортом, чтобы выплеснуть накопившийся за день негатив. Иными словами — любая негативная энергия может быть направлена в мирное русло. Этому понятию в психологии отвели самостоятельное название — сублимация. | Как бороться со стрессом? Случайно наталкиваясь на многочисленную рекламу успокоительных препаратов, мы все чаще слышим о такой проблеме как стресс. К сожалению, для современного человека эта тема очень часто становится актуальной. Стресс подстерегает нас практически во всех сферах жизни. Есть ли способы его избежать и каковы наиболее эффективны на сегодня? Об этом мы и поговорим. |
«Я толстая, я страшная, это платье меня полнит, с такой прической я никуда не пойду». Вы когда-нибудь произносили похожие фразы? Наверняка так и есть. А теперь задумайтесь — они вам помогали или делали хуже? Наверное, позитива они все-таки не приносили. Но если вы действительно хотите, чтобы ваши слова делали вашу жизнь лучше — обратитесь к аффирмациям, созданным специально для женщин. | Мысли материальны. Эта фраза в последнее время стала слышна ото всюду. Но далеко не все понимают ее истинный смысл. Например, если все время сетовать на отсутствие денег, но их никогда не прибавится. Но это не значит, что вам обеспечена нищета. Иногда, достаточно лишь применить аффирмации для привлечения материального благополучия и деньги буквально свалятся с неба. |
🔍 Видео
[ ОРБИТЫ ЛЮДЕЙ - упражнение психологического тренинга ] - хроника частногоСкачать
Психологическое упражнение "Дождь"Скачать
Упражнение "Мячики и цели" для тренинга Time ManagementСкачать
Развитие полушарий мозга: упражнения для мозгаСкачать
Психологический тренинг 10 класс. Занятие ведёт педагог-психолог Шабалина Екатерина Александровна.Скачать
Тренинг для педагоговСкачать
психологическая играСкачать
Тренинг Андрея Ким. Упражнение на Разогрев.Скачать
Опасные тренинги!Скачать
Методика проведения психологического тренинга. Личность тренера. Лекция 3Скачать
Простое упражнение для поднятия самооценкиСкачать
Секрет № 5 Психогимнастика за и против 10 Секретов успешных тренинговСкачать
Тренинг "Сплочение команды". Техника "Болото"Скачать