Психологические тренинги для пожилых людей

Содержание

Психологический тренинг для пожилых людей: мотивационные установки и упражнения

Психологические тренинги для пожилых людей

С точки зрения психологии, старость – это переход к новой социальной роли в сложившейся системе групповых и межличностных отношений в обществе. Не у всех, но для большинства такой адаптационный процесс проходит с трудностями и отрицательными последствиями.

Решение явных или скрытых психологических проблем требует участия специалиста, а занятия, обычно, проводятся в группах. Однако, что делать тем пенсионерам, которым в силу причин, такая помощь недоступна? Выходом может быть индивидуальный психологический тренинг для пожилых людей.

Эмпатия – спектр разных чувств и реакций сопереживания к любым эмоциям окружающих

Упражнения на преодоления чувства одиночества и повышение эмпатии возможно выполнять в рамках индивидуальной психокоррекции.

Информация, фото и видео в этой статье помогут пенсионерам и их родственникам пройти этап адаптации к преклонному возрасту так, чтобы гнетущие мысли не ввели пожилого человека в устойчивое депрессивное состояние.

Хроническое одиночество – это продолжительная неспособность к социальным связям

Какой бы не была природа чувства одиночества у пожилого человека, для его коррекции применяют 2 вида психотерапевтического воздействия:

  1. Групповой тренинг социальных навыков, который включает:
  • ролевые психологические игры;
  • методы приобщения к разговору;
  • способы поддержания телефонных разговоров;
  • регуляция периодов молчания;
  • подчёркивание привлекательности своих физических данных;
  • развитие умения делать и получать комплименты;
  • изучение подходов к физической близости в пожилом возрасте с новым партнёром.
  1. Когнитивно-поведенческие индивидуальные занятия, целью которых является распознание автоматизма мышления, и тренировка по переводу таких автоматических мыслей из фактической категории в гипотетическую.

Некоторые из упражнений для пожилых, которые получают в качестве домашнего задания после занятий в группе, можно смоделировать и выполнять самостоятельно.

Приведём для примера небольшой перечень таких задач:

  • попробовать присоединиться к разговору, возникшему в очереди;
  • проходя мимо группы сидящих пожилых людей, вступить с ними в беседу, и поддерживать её в течение 5-ти минут;
  • в любом разговоре, поставить цель молчать (не перебивать) и внимательно слушать собеседника;
  • найти и прочесть книгу на тему сексуальной жизни в старости;
  • целенаправленно выйти на прогулку в парк или другое людное место, одевшись празднично, и сделать комплимент незнакомому пожилому человеку противоположного пола;
  • завести несколько новых знакомств в социальных сетях, и поддерживать ежедневную переписку;
  • интересоваться состоянием здоровья, положением дел у родственников и знакомых;
  • придумывать и рассылать интересные поздравления с текущими международными, пусть даже и шутливыми, праздниками или событиями;
  • поддерживать весёлое расположение духа и хорошее настроение у себя, и у окружающих, например, осуществить выход из дому с целью подарить несколько улыбок незнакомым прохожим разного возраста.

Важно. Как одиноким, так и семейным людям преклонного возраста полезно и нужно иметь хотя бы кратковременные контакты с детьми и малышами.

Не стоит стесняться помочь незнакомой молодой маме успокоить плачущего ребёнка, сделать поощрительное замечания ребятам, занимающимся подвижными играми, дать несколько полезных советов молодёжи, а может, если это будет уместным, вспомнить о своих «юных подвигах».

Борьба с автоматическими (негативными) мыслями

Черпайте энергию жизни из собственного проявления любви и наблюдения прекрасного

Для борьбы с тревогой, бессонницей и негативными мыслями подойдут следующие психологические упражнения и приёмы:

  • прогоняйте негативные мысли прочь, но выделите для них специальные 10 минут в ежедневном режиме дня, а через время сократите и их количество;
  • при желании кричать, психовать или, например, бить посуду, задерживать себя не стоит – через пару минут эмоционального выброса всё пройдёт, а в некоторых случаях повторять подобные эмоциональные разрядки желание полностью исчезнет;
  • проанализируйте, когда именно или что вызывает негативные или депрессивные мысли, это поможет их не возникновению в выясненные моменты;
  • при неожиданных острых приступах автоматических мыслей, одёрните себя, заставьте отвлечься, в конце концов повторите несколько раз установку «Всё будет хорошо»;
  • если какое-то действие или событие вызвали негативные эмоции или мысли, постарайтесь разобраться почему и напишите эту аналитику на бумаге, а скомкав и выбросив его, непременно придёт облегчение;
  • существенно ограничьте время просмотра новостей;
  • обращайте внимание на мелочи, которые приносят удовольствие;
  • напишите индивидуальные аутотренинговые тексты для пробуждения и отхода ко сну, например, «я открыт только позитивным эмоциям», «несмотря на пасмурную погоду, день сложиться великолепно», «в сновидениях я буду путешествовать по уникально красивым местам», «мой сон будет продолжительным, приятным и без перерывов», и т.д.;
  • не стесняйтесь и не ограничивайте себя в проявлении чувства благодарности;
  • планируйте день и старайтесь этот план выполнять, а если что-то из него не успели, начните следующий день с клятвы-обещания обязательно сделать незавершённое;
  • лучшее средство прогнать автоматические мысли в любом возрасте – это физические нагрузки, подвижные игры, занятия арт терапией.

Элементы телесно-ориентированного тренинга для пожилых

Пожилым и старикам полезно играть в игры для детей младшего возраста

Избавиться от автоматических мыслей поможет осознание языка тела и следующие упражнения:

  1. Снятие мышечных зажимов с помощью чередование напряжения и расслабления. В любом исходном положении, но лучше стоя, сильно напрягите одну руку, а затем полностью расслабьте её мышцы. Сделайте такие расслабления с другой рукой, ногами (поочерёдно) и другими частями тела.
  2. Волна из напряжений. Теперь выполните не поочерёдное, а последовательное напряжение мышц в такой очерёдности: правая рука, шея и плевой пояс, левая рука, спина и живот, ягодицы, правая нога, левая нога. После чего полностью расслабьте мышцы. Для усложнения упражнения, выполняйте расслабление мышц в таком же или в обратном порядке.
  3. «Огонь и лёд». Включите музыку. Выполняйте произвольные движения телом и конечностями, представляя себе, что они – это языки пламени. Спустя 20-30 секунд дайте себе команду «оледенеть», и замрите на 5-10 секунд, сильно напрягая мышцы, в том положении в котором вы находились на момент стоповой команды. Продолжайте выполнять упражнение пока не закончиться музыкальный трек.
  4. «Марионетка». Выполняйте это упражнение в том же алгоритме, как и предыдущее, но теперь, после команды «замри», представьте себе, что вы кукла на ниточках, которую повесили в реквизитный шкаф за одну из ниточек (за часть руки, за затылок, за ухо или за плечо). Зафиксируйте «подвешенную» часть тела, а другие расслабьте и немного раскачивайте.
  5. «Рисование глазами». Следующий музыкальный трек полностью отведите на рисование глазами. В любом исходном положении, придумывайте и рисуйте глазами воображаемые фигуры и предметы. Переводите взгляд от одной точки фигуры до другой, но не двигайте головой. Фантазируйте смелее. Предметы должны быть разных размеров, а у больших объёмных фигур, части должны располагаться на всех поверхностях комнаты – стенках, потолке, полу.
  6. «Ручная чечётка». В такт с ритмичной музыкой отбивайте такты хлопками в ладоши и их ударами по бёдрам, ягодицам, стене, столешнице, шкафу, дивану, чередуя хлопковые движения со щёлканьем пальцами.

Работа с метафорой

Создание собственных метафор – один из видов индивидуального психотренинга

Такой психотренинг включает в себя достаточно как групповых, так индивидуальных приёмов. Предлагаем вам 2 раза в неделю, или чаще, писать себе специализированные метафоры на преодоление трудностей.

Такая работа позволяет провести анализ ваших проблем, включить творческий потенциал, запустить процессы аутогенной тренировки и мотивации. Ну а для того, чтобы поддержать мелкую моторику мышц на кистях, одну метафору пишите на компьютерной клавиатуре, а следующую – ручкой.

Приводим пример мотивационной метафоры на преодоление трудностей.

У подножья высоких гор, где мирно существуют грохот водопада и первозданная тишина, где Солнце только изредка закрывают крылья величественных птиц, жил молодой, весело звенящий ручеёк.

Он извивался тоненькой ленточкой среди дурманящих ароматами трав, а когда соскакивал с каменных уступов, оставлял им на память свои капельки-смешинки. Он радостно отражал сверкающие солнечные улыбки, изумрудную зелень травы, бездонную небесную синеву и мраморный отблеск гор.

Его жизнь была безоблачной и весёлой, пока на пути не встал огромный валун, покрытый отвратительным склизким мхом. Ручеёк замер в тёмном ущелье, и лишь гнетущая, чёрная тишина, ужасающая своей безысходностью, витала, окружая его холодом и смрадом.

«Как мне быть?» – опечалился уже безмолвный ручей. Нагрянувшие паника и страх сжали его так, что дрожь начала конвульсивно сжимать его тело. «Неужели я никогда не увижу апельсиновые оттенки солнечных лучей, не вдохну восхитительные горные ароматы и не пробегусь по камешкам и уступам? Неужели мне не выбраться отсюда?»

Он так испугался, что даже не мог позвать на помощь, закричав – помогите! «Всё – это конец», – решил ручеёк и стал медленно затихать, хороня себя в сырой, заболоченной земле вокруг ненавистного валуна.

Но неожиданно тело ручейка пронзила тончайшая струйка родничка, который возник, казалось, ниоткуда. Этот маленький поток ледяной воды, вырываясь из кромешной темноты земли, тихо звенел, в предвкушении земных радостей. Ручеёк изумлённо наблюдал и раздумывал.

Неужели этот малюсенький родничок сможет преодолеть такую преграду? А родничок, упорно подпрыгивал вверх цепляясь за стенки ущелья, и падал вниз, вливаясь уже не в ручеёк, а в ручей, успевший наводниться соей печалью.

Напрягшись, ручей с силой выбросил родничок верх, и то легко перелетел через край валуна. «Побежали со мной!» слышался издалека весёлый, полный задора и счастья голос. Наивный счастливчик, подумал увядающий ручей.

Я-то ему помог, а кто поможет мне? В памяти начали всплывать красочные былые картинки.

И эти воспоминания возродили жажду к жизни! «Я хочу увидеть, что там дальше!», – решил ручей, и собрав силы, пару раз настойчиво ткнулся в валун.

И о чудо, валун оказался обычным известняком. Он с треском развалился на части, пропуская нашего героя к Солнцу и изумительной красоты неизведанной равнине. «Я победил! Я стану полноценной рекой, и обязательно увижу море или океан!».

К сведению. Одной из самых мощных форм психотерапии пожилых является мемуаротерапия.

Написание книг воспоминаний является мощным средством психокоррекции и могут рассматриваться как особые «упражнения» психотренинга, если творчество будет подчинено определённым задачам.

Например, сегодня надо написать о самом интересном дне из своей жизни, а завтра вспомнить и детализировать определённый год (наобум) и т.д.

Коррекция настроения музыкотерапией

Музыкотерапия позволяет понять, что проблемы либо преодолимы, либо малозначимы

Обычно люди слушают ту музыку, которая созвучна их настроению и состоянию души. Но можно достичь и другого эффекта. Заставив слушать себя определённую мелодию, можно откорректировать своё самочувствие и психоэмоциональный фон.

Название произведения и авторЭффект
  • «Итальянский концерт», И.С. Бах;
  • «Времена года», Симфонии 103 и 104, Йозеф Гайдн; «Свет Луны», А.К. Дебюсси.
Преодоление негативных эмоций, уменьшение чувства агрессии и раздражения.
  • Симфония №6, П.А. Чайковский;
  • Венгерские рапсодии №1 и 2, Ф. Лист;
  • Опус 28 из первой прелюдии  Ф.Ф. Шопена.
Для поднятия настроения, жизненных сил и общего тонуса.
  • «Дон Жуан», В.А. Моцарт;
  • «Маскарад», А. Хачатурян.
  • Эдмонд (увертюра), Л. Бетховен.
Для избавления от головных болей из-за переживаний и напряжения.
  • «Мазурка», Ф.Ф. Шопен;
  • Вальсы, А.Г. Рубинштейн;
  • Прелюдии, Иоганн Штраус.
Снятие тревоги, преодоление чувства неуверенности в собственных силах.
  • Концерт Ре-Минор (для скрипки), И.С. Бах;
  • Соната и Квартет №5, Б.В. Барток;
  • Месса Ля-минор, А.Ж. Брукнер.
Снятие проявлений гипертензии, а также напряженности после общения с другими людьми.

К музыкотерапии также относится и пение. Не хотите или нет возможности ходить в хоровой кружок для пенсионеров? Пойте сами! Среди песен есть и такие, которые могут быть аутотренингом. Посмотрите видео и спойте вместе с Кикабидзе его знаменитую песню. Она обязательно прогонит негативные мысли и приведёт к умиротворению души.



И в заключение хотим напомнить, что положительные эмоции и групповые занятия психотренингом, арт терапией, подвижными играми и физическими упражнениями, действительно продлевают жизнь и повышают её качество. Если добавить к такому времяпровождению соблюдение правил пищевого поведения для пожилых, то безусловно можно прожить не только до 90, но и до 120 лет.

Это на личном примере доказывают долгожители из японской провинции Окинава, которые проводят в кругу сверстников около 70% времени. Поэтому если есть возможность заниматься в группе, не упускайте её, и не жалейте на это денег, тем более, что такие занятия стоят недорого или вообще проводятся бесплатно. Живите долго и будьте здоровы!

Источник: //stopstarenie.info/obraz-zhizni/psihologicheskij-trening-dlya-pozhilyh-lyudej-uprazhneniya-133

Психологическая помощь пожилым людям

Психологические тренинги для пожилых людей

Любой человек в разные периоды своей жизни сталкивается со стрессовыми ситуациями. Пока организм молод и полон энергии, справляться с негативом легко. По мере старения у человека накапливаются болезни и отрицательный опыт. Преодолевать стрессы становится сложнее. Чтобы решить эту проблему, пожилым людям необходимо оказывать психологическую помощь.

Почему возникает потребность в психологической помощи

Крайне негативное влияние на психологический фон пенсионеров оказывает нетрудоспособность. Человек чувствует себя оторванным от активной жизни, общения с разными людьми, социально полезной деятельности. Кроме того, на повестку дня выступают финансовые проблемы.

Резкое ухудшение качества жизни зачастую вгоняет пожилых людей в глубокую депрессию. Пенсионеры нуждаются в особом внимании и заботе государства. Многие из них живут буквально за чертой бедности.

Кроме того, резко изменившиеся общественные установки вынуждают их расставаться с идеалами своей молодости и переживать глубокий кризис.

Еще одну проблему представляет отношение общества к пожилым людям. Когда человек выходит на пенсию, он чувствует себя не у дел, «выброшенным» из социума. Если рядом нет близкого партнера, проблема еще больше усугубляется. Супруг уже умер. Дети живут далеко и заняты собственными семьями. Соседи тоже погружены в свои дела.

Круг общения резко сужается. В таких условиях особенно ценна психологическая поддержка. Она помогает вернуться к нормальной жизни, снова ощутить себя нужным, полноценным членом общества. Но оказать такую помощь может не всякий. Характер человека в преклонном возрасте сильно портится.

Зачастую это вызвано болезнями: старческой деменцией, склерозом и пр.

Общаться с такими гражданами становится сложно. Кроме того, большинство пенсионеров нуждаются и в чисто практической помощи. Многие из них живут в одиночестве и ввиду ограниченности физических возможностей не могут выполнять элементарных бытовых функций. Для оказания им психологической и практической помощи необходимы специальные навыки, знания и колоссальное терпение.

Какие особенности поведения пожилых учитываются при оказании помощи

Старость налагает на физические возможности и психику человека определенные негативные черты. Тело начинает стареть. Хронические болезни обостряются. Человека больше не радует собственное отражение в зеркале. Он чувствует себя непривлекательным, слабым, беспомощным.

Все это налагается на страх смерти и загоняет в глубокую депрессию. А вокруг кипит жизнь. Молодые работают, строят свои семьи, занимаются какими-то интересными делами, не обращая внимания на пожилых людей. На фоне этой разительной разницы у пенсионеров меняется отношение к обществу с позитивного или приемлемого на резко негативное.

Отсюда — ворчливость, непрестанное осуждение всего и вся.

Проживая свою жизнь с таким отрицательным настроем, престарелый гражданин сам страдает от него. Перманентно находясь в депрессии, он остро нуждается в психологической поддержке и участии неравнодушных людей. Проблема стоит не так остро, если интеллектуальные и физические возможности пенсионера хорошо сохранились.

Он может устроиться на какую-то несложную работу, иметь хобби, общаться с большим количеством людей, в меру сил работать на своем приусадебном участке и пр. Такие люди сохраняют позитивный настрой. Если же у престарелого возникают проблемы с памятью и двигательной активностью, он буквально оказывается запертым «в четырех стенах». От будущего ничего хорошего уже не ждет.

Люди его начинают раздражать или вызывать разные опасения.

Варианты поведения

Американские психологи выделяют в связи с этим 5 типов старения:

  • Активность. Несмотря на проблемы со здоровьем и снижением жизненного тонуса, позитивные престарелые люди остаются активными членами социума. Они стремятся сохранять прежний образ жизни, общаются с друзьями-одногодками и молодежью, даже помогают другим.
  • Демонстративный тип. Не в силах смириться со своим новым статусом, такие пенсионеры всеми силами стараются привлечь к себе внимание.
  • Бегство. Человек, склонный к этому поведению, переезжает на новое место проживания. Так он надеется отмахнуться от существующих проблем, как будто начать новую страничку своей жизни.
  • Изоляция. Это тоже своего рода бегство, но связанное с полным отречением от какой-либо социальной жизни. Человек почти не выходит на улицу, замыкается в себе, погружается в глубокую депрессию.
  • Регрессия. Люди, выбирающие такой тип поведения, сознательно превращаются в своеобразных «взрослых детей». Они постоянно жалуются своим родным, требуют от них повышенного внимания, помощи и непрестанного участия в своей жизни. Регрессия не всегда связана с физической немощностью. Она скорее выражает нежелание — или неспособность — человека решать свои проблемы самостоятельно.

Отношение к старости — это зеркальное отображение прошлого опыта и состояния внутренней наполненности.

Если человек привык занимать активную жизненную позицию и смотреть своим проблемам в лицо, он спокойно воспринимает старость как еще один период, который можно и нужно прожить с удовольствием. Иногда люди «бунтуют» против старости.

Они всеми силами поддерживают более-менее хорошее физическое состояние, стараются модно одеваться, не позволяют внукам называть себя «бабушкой/дедушкой». Такие граждане не чувствуют нужды в психологической помощи и даже стараются сами «задавать тон».

Методы психологической помощи

Существуют разные способы и виды психологической помощи, которые можно использовать по отдельности или комбинировать в зависимости от ситуации и состояния подопечного.

Психологическое просвещение

Это очень действенный метод, позволяющий пенсионеру понять особенности своего возраста и найти решение множества проблем. Просвещение заключается в ознакомлении со специальной литературой по данному вопросу. Это могут быть памятки, брошюры, книги и пр.

Просвещение — простой, массово доступный метод. Но у него есть недостаток. Психологическое просвещение с помощью специализированной литературы не предполагает индивидуального подхода к каждому отдельно взятому индивидууму.

Консультирование

Эта методика успешно устраняет недостаток предыдущего способа психологической помощи. Во время консультации возможна работа с каждым человеком лично. Индивидуальный подход более гибок. Он позволяет охватывать разные стороны действительности и решать проблемы в приложении к жизни конкретно взятого человека.

Емко советы психологов пенсионерам можно представить так:

  • Не замыкаться в себе, не сидеть в одиночестве и чаще видеться с другими людьми.
  • Не погружаться в жалость к себе. Если появляется такое желание, нужно обращаться за психологической помощью. Это поможет найти решение, а не просто депрессировать, загоняя себя в угол.
  • Не поддаваться апатии. Безволие, желание на все плюнуть и течь по течению — самая пагубная эмоция. Из-за нее страдает психика и дряхлеет тело. Вслед за этим возникают мысли о надвигающемся завершении жизни.
  • Всегда сохранять положительный настрой. Старость — это не конечная, ограниченная «точка жизни». Старость может длиться 10, 20 и более лет. Все это время необходимо нормально жить, а не прозябать в ожидании печального конца.

Групповая терапия

Такого типа психологическая помощь оказывается по производственному или территориальному принципу.

В первом случае группы формируются на предприятиях или в специализированных организациях. Они готовят людей к приближающемуся пенсионному возрасту. Члены группы зачастую хорошо знакомы друг с другом. Им проще общаться, поэтому психологическая помощь оказывается более продуктивной.

Во втором группы поддержки формируются по месту жительства. В этом тоже есть плюс: в группу входят люди, проживающие по соседству. По окончании курса они легко могут продолжить общение и не чувствовать себя одинокими.

Терапия сводится к тому, чтобы научить пенсионеров принимать свой новый статус, меняющиеся условия жизни и адаптироваться к ним. Направленность группы может быть разной: коммуникативной, креативной и пр.

Групповая психологическая помощь дает очень хорошие результаты. Она помогает людям раскрыть в себе потенциал, который зачастую игнорируется.

Участники групп посещают тренинги, изучают языки, слушают лекции, просто общаются между собой.

Психологическая помощь лежачим пенсионерам

Прикованный к кровати человек в любом возрасте испытывает дискомфорт и впадает в депрессию. Пенсионер ощущает себя тем более беспомощным, чем меньше шансов вернуться к активной жизни. Страхи, отчаянье, а затем и апатия становятся постоянными спутниками людей в этом состоянии.

Помогать людям с болезнью Альцгеймера особенно важно. Пенсионера следует подталкивать к выполнению реабилитационных мероприятий, которые смогут улучшить его физическое состояние. На любом — даже самом маленьком — успехе нужно акцентировать внимание.

Ободрение поможет больному фиксироваться на позитиве и стремиться к новым достижениям. Невозможно заставить человека хотеть выздороветь. Он должен сам этого желать, тогда и результат будет. Однако можно ежедневными настойчивыми усилиями внушить ему это намерение.

Если будут какие-то результаты и вера ближнего в его выздоровление, лежачий больной и сам поверит в это.

Решает столь сложную задачу стратегическое планирование. Весь объем «работ» нужно разделить на небольшие шаги, планомерно преодолевая которые можно будет потихоньку продвигаться к цели. Например, можно дать задачу за 5 дней научиться самостоятельно поворачиваться в постели.

В следующие 5-7 дней — приподниматься и т. д. Очень важно не упрекать больного. Ему и так сложно. Упреки будут только угнетать. Оказывающий уход человек должен быть предельно терпеливым и оптимистичным.

Для повышения продуктивности реабилитации больному нужно пояснять, что происходит с его организмом, как действует та или иная методика.

Сложности оказания помощи пожилым

Престарелый человек априори считает себя более опытным и мудрым, чем любой психолог или сиделка моложе его по возрасту. В связи с этим ухаживающий персонал обычно сталкивается с излишней категоричностью пенсионеров. В дополнение ко всему те еще и не желают активно действовать, чтобы как-то улучшить свое положение.

Сформированная за целую жизнь система взглядов и идей становится своеобразным «цементом», который делает интеллект и психику престарелого человека инертными, негибкими. Если окружающий мир не получается изменить, эта система служит пенсионеру опорой. Но когда нужны решительные действия, она тормозит и откатывает назад.

Это одна из главных проблем для того, кто оказывает психологическую помощь пожилым. Престарелые подопечные, даже отчаянно нуждаясь в поддержке, зачастую обесценивают действия персонала, сомневаются в компетентности психологов. Естественно, любая работа в такой обстановке обречена на провал.

Случается и так, что психолог напоминает подопечному какого-то знакомого из прошлой или нынешней жизни. При этом происходит перенос бывших отношений с этим человеком на специалиста. Это крайне негативная тенденция.

Она мешает процессу консультирования, возводит новые, совершенно ненужные и неоправданные барьеры между психологом и подопечным. Все эти сложности необходимо аккуратно, но настойчиво преодолевать. Задача психолога — сместить фокус восприятия старости с отрицательного на положительный.

У пенсионера необходимо сформировать мнение о том, что этот жизненный этап имеет свои хорошие моменты, как, впрочем, и всякий другой.

Кто, кроме близких и психолога, может помочь

В современном пансионате для престарелых есть целый штат специалистов, способных оказать полноценную и разнообразную психологическую помощь. В нем можно вполне комфортно жить, пользоваться качественным медицинским обслуживанием, иметь интересный досуг. Пансионат предлагает постояльцам:

  • разные реабилитационные программы для восстановления утраченных физических и интеллектуальных способностей;
  • полноценную социальную жизнь, общение с разными людьми;
  • мероприятия, удовлетворяющие культурные и творческие запросы.

Психологи пансионата помогают постояльцам легче адаптироваться к жизни современного общества. Помощь оказывается в рамках разнонаправленных методик, среди которых:

  • арт-терапия (лечение искусством);
  • музыкотерапия (воздействие музыкой);
  • глинотерапия (освоение базовых навыков гончарного искусства);
  • гарденотерапия (уход за садом);
  • библиотерапия (чтение литературных произведений).

Участвуя во всех этих мероприятиях, пенсионер получает новый опыт, который благоприятно сказывается на его психике. Такой комплексный подход помогает обеспечить пожилым людям полноценную психологическую реабилитацию.

Источник: //www.pansionatcdz.ru/stati/psikhologicheskaya-pomoshch-pozhilym-lyudyam/

Тренинг для пожилых людей и обучающихся

Психологические тренинги для пожилых людей

Под ходьбой подразумевается умеренная активность, не вызывающая дискомфорта и боли. По возможности стоит заменять передвижение на общественном транспорте на небольшие расстояния пешими прогулками в размеренном темпе.

Возраст не должен стать причиной отказа от прогулок, привычного моциона по магазинам, посещения общественных мест, встреч с друзьями.

Ходьба оказывает всестороннее действие на организм:

  • активизирует работу мышечного и связочного аппарата;
  • усиливается кровообращение и кровоснабжение органов и систем;
  • ускоряется метаболизм, эффективнее выводятся продукты распада;
  • повышается иммунитет;
  • увеличивается газообмен, ткани снабжаются кислородом, запускаются энергетические процессы;
  • повышается работоспособность, жизненная активность, настроение, улучшается самочувствие.

Ходьба включает в работу многие группы мышц, снимает спазмы и излишнее напряжение, что благоприятно сказывается на здоровье и состоянии опорно-двигательного аппарата.

Результатом систематических умеренных физических нагрузок станет:

  • оздоровление и укрепление сердца и сосудов. Ходьба заставляет кровь двигаться быстрее, снижается уровень холестерина и риск развития атеросклероза;
  • улучшение самочувствия, исчезает нервное и психическое напряжение, хроническая усталость;
  • активизация акупунктурных точек на стопах, и, как следствие, улучшение процессов пищеварения и желчеотделения, облегчение дефекации и очищение организма.

Смотрите на блоге технику скандинавской ходьбы с палками

Комплекс № 1 –разминка

Упражнения комплекса рекомендованы для разминки, их можно выполнять как после пробуждения, так и в течение дня. Не нужно перенапрягаться, каждый сам волен выбрать интенсивность физической нагрузки. Она должна приносить удовольствие и небольшую усталость, а не боль и дискомфорт.

Гимнастика позволяет стимулировать не только физическое, но и психическое здоровье, поддерживать мыслительные процессы, память на привычном уровне.

Более того, упражнения комплекса рекомендованы для людей, перенесших инсульт, в период восстановления.

  1. Сесть на кровать или стул, вытянуть ноги. Потянуть мыски на себя, задержать их в таком положении 5-10 секунд, затем расслабить. Потянуть мыски от себя, аналогично задержаться, расслабить стопы.
  2. Поднять поочередно правую и левую руки над головой (10 раз); затем, поднять над полом ноги (на возможную высоту), поочередно, 10 раз.
  3. «Мостик» — упор на ладони и ступни, тело прогнуть, задержаться на несколько секунд. Упражнение рекомендуется делать на кровати, чтобы не ушибиться в случае падения.

Дыхание во время выполнения упражнений должно быть ровным, глубоким.

Комплекс № 2 – основной

  1. Чтобы размять мышцы шеи, нужно опустить голову и вращать ею из стороны в сторону. Мышцы не должны быть напряжены, дыхание – ровное.
  2. Голову держать ровно, выполнять наклоны к плечам, стараясь максимально дотянуться щекой до плеча.
  3. Вращение головой по и против часовой стрелки (по 4 раза).

  4. Исходное положение – кисти рук на плечах, локти согнуты. Круговые вращения локтями вперед и назад.
  5. Руки согнуть в локтях (ладони направлены ), вращательные движения руками вперед и назад.
  6. Наклоны вперед – назад, выполняются на вдохе, в момент наклона руки разводятся в стороны.

    Выполняя наклоны назад, нужно максимально прогнуть спину.

  7. Исходное положение – пятки вместе, мыски – в стороны, руки – на талии. Выполнять неглубокие приседания (полуприседы) на 4 счета. Колени во время выполнения упражнения разводятся в стороны.

  8. Выполнять глубокие приседания, одновременно совершая вращательные движения руками.

Упражнения для женщин

  1. Исходное положение – сидя, ноги разведены в стороны. На вдохе выполнить наклон к правой ноге, стараясь дотянуться до стопы, затем принять исходное положение и повторить наклон к другой ноге.
  2. Исходное положение – ноги вместе, вытянуты вперед. На вдохе потянуться кончиками пальцев рук к пальцам ног, затем принять исходно положение и повторить снова.
  3. Исходное положение: правая нога – прямая, вытянута вперед, левая – согнута, пальцы прижаты в бедру правой ноги. На вдохе потянуться к пальцам правой ноги, выдохнуть, поменять положение ног, повторить.
  4. Исходное положение – сидя, колени согнуты. На вдохе постараться положить согнутые колени на пол, наклоняя их вправо, голову одновременно наклонять влево (и наоборот).
  5. Исходное положение – сидя, колени согнуты. Правую  ногу вытянуть , затем наклонить, стараясь не сгибать, влево, снова – и опустить. Повторить левой ногой.

Здоровые колени: упражнения от Татьяны Лисицкой

Предлагаем вам мини-тренировку для стабилизации коленного сустава и укрепления мышц, которые его окружают. Она поможет избавиться от болей в коленях, избежать травм или реабилитироваться после них.

Колени — одна из самых хрупких частей нашего тела. Если вы испытываете боли в коленных суставах, например, когда поднимаетесь по лестнице, самое время укрепить колени с помощью упражнений.

Подъемы на полупальцах

Поставьте ноги чуть шире таза, немного согните колени, положите ладони на бедра, слегка наклоните корпус вперед. В спокойном темпе вставайте на носки и затем опускайте пятки.

Контролируйте положение коленей: они должны находиться ровно над стопами. Выполните 2-3 серии по 8-10 раз.

Выпады в стороны

Встаньте прямо, положите ладони на бедра. Согнув колени, сделайте выпад вправо. Затем, не разгибая колени, сделайте выпад влево и перенесите вес тела на левую ногу. Следите за тем, чтобы колено опорной ноги держалось ровно над стопой. Выполните 2-3 серии по 4-6 раз в каждую сторону.

Источник: //zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/trening-dlya-pozhilyh-lyudej-i-obuchayushhihsya-vozmyomsya-za-ruki-druzya-v-tsentre-sotsialnogo-obsluzhivaniya-naseleniya.html

Занятия психолога с пожилыми людьми

Психологические тренинги для пожилых людей

По статистике, каждый пятый гражданин Российской Федерации – пенсионер, а практически в каждой семье есть хотя бы один пожилой человек.

И сегодня старшее поколение как никогда нуждается в помощи – не только физической и медицинской, но и в психологической. Ведь общее здоровье человека нередко зависит от эмоционального состояния.

В этом вопросе полезны занятия психолога с пожилыми людьми.

Когда пожилой человек нуждается в занятиях с психологом?

В первую очередь помощь квалифицированного психолога необходима, когда человек начинает испытывать беспокойство, обусловленное ухудшением здоровья и финансового положения, а также сменой привычного распорядка дня.

Именно пожилые люди чувствуют себя наиболее незащищенной категорией населения: нередко они просто неспособны принять происходящие перемены.

Им требуется особенное внимание и поддержка – как со стороны родственников, так и со стороны профессионалов.

Нередко между пожилым человеком и его окружением резко меняются взаимоотношения, при этом сужается круг интересов и общения. А после смерти одного из супругов пенсионеры, как правило, продолжают жизнь в одиночестве, что тоже негативно сказывается на моральном состоянии. В этом случае психологическая помощь позволяет человеку найти силы продолжать полноценную жизнь, обрести новый смысл.

Каждое занятие психолога с пожилыми людьми нацелено на избавление от депрессивных состояний и эмоциональных расстройств. Специалисты уверены, что здоровье пожилого человека напрямую связано с его настроем относительно дальнейшей жизни.

Кроме того, на фоне развивающихся депрессивных состояний и возникновения различных заболеваний нередко теряется способность к самообслуживанию. Человеку тяжело воспринимать и адекватно переносить собственную отчужденность и немощность.

В этом случае необходима не только психологическая помощь, но также постоянное внимание, грамотная организация досуга и удовлетворение культурных потребностей.

Какие занятия с пожилыми людьми проводятся у нас?

Комплекс клубных резиденций «Третий Возраст» предлагает уникальную программу занятий психолога с пожилыми, которая направлена на укрепление психологического здоровья людей.

У нас создана приятная, умиротворяющая атмосфера, чтобы проводимые занятия помогали еще быстрее избавиться от стресса, снизить нервную напряженность и укрепить психологическое здоровье.

Групповые или индивидуальные тренинги с опытным психологом позволяют пенсионерам завести новый круг знакомств и найти хобби по душе.

Активность и творчество

Каждое занятие психолога с пожилыми людьми станет интересным и творческим. Профессиональные психологи точно знают, как грамотно построить терапию и увлечь пациента, помогая избавиться ему от тревоги и стресса. На таких тренингах используются интересные упражнения для поддержания когнитивных процессов.

Арт-терапия

В Комплексе клубных резиденций «Третий Возраст» популярны занятия в рамках арт-терапии. Пенсионеры с удовольствием посещают все занятия с психологами, с радостью занимаясь музыкой, хореографией, рисованием, полностью вовлекаясь в творческий процесс.

Погруженность в такую деятельность увеличивает психологическую устойчивость, а также помогает развить креативность. Это важно и для социальной активности, так как дает возможность человеку находить новые решения возникающих проблем. А для большинства людей солидный возраст и есть такая проблема.

Именно общение с искусством помогает в любом возрасте продолжать свое моральное и психологическое развитие.

Физические занятия

Нередко занятия психолога с пожилыми гостями пансионата проходят в сочетании с физической нагрузкой. Главной целью таких тренингов становится ведение человеком активного образа жизни, который позволяет поддерживать физическое и моральное здоровье. Наши гости занимаются гимнастикой, постигают различные методы релаксации.

Налаживание коммуникации

Психологи нашего комплекса клубных резиденций проведут тренинги по налаживанию коммуникативных навыков. На таких занятиях люди не только найдут новый круг общения и наладят положительную обратную связь, но также получат чувство эмоциональной и психологической защищенности.

Люди солидного возраста чаще подвержены негативному влиянию стрессовых ситуаций, подрывающих их состояние. Наши психологи помогут справиться с тревожностью, проведут профилактику депрессивных расстройств.

Регулярные занятия с опытным специалистом позволят пенсионерам снова почувствовать вкус к жизни, вернут радость и искренний интерес к новым знаниям. Мы знаем, как важно создать правильную атмосферу для наиболее эффективной психологической помощи.

В нашем штате работают грамотные специалисты, которые с удовольствием помогут Вашим пожилым родственникам вернуться к полноценной, насыщенной жизни.

Источник: //3age.ru/psiholog/zanyatiya-psohologa-s-pozhilymi/

«Программа групповой работы с пожилыми людьми» (долгосрочная программа)

Психологические тренинги для пожилых людей

В каждом районе Санкт-Петербурга в ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» есть отделение экстренной психологической помощи. Целью деятельности данных отделений является оказание психологических услуг гражданам пожилого возраста.

На данный момент существует множество работ описывающих направления и принципы работы с пожилыми людьми, но нет общих методических пособий с конкретными методиками для работы психологов этих отделений. Психологу приходится самому придумывать и находить методики для работы, что затрудняет его работу.

Опираясь на собственный опыт, мы предлагаем конкретный план групповых работ для психологов, работающих в отделениях экстренной психологической помощи.

Цели и задачи

Цель проекта: создание методического пособия для психологов ОЭПП.

Задачи проекта:

  1. Разработать программу групповых занятий с людьми пожилого возраста для укрепления психического здоровья, для создания атмосферы психологической защищенности клиентов.
  2. Повысить эффективность и результативность психологической помощи СПб ГБУ «КЦСОН Колпинского района».

Этапы:

  1. Проанализировать психологические потребности целевой группы.
  2. Создать план групповых занятий с гражданами пожилого возраста.
  3. Провести групповые занятия.
  4. Сделать выводы по полученным результатам.
  5. Создать методическое пособие, учитывая полученные результаты.

Целью групповых занятий является снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у пожилых людей, включая аутоагрессию и суицид, формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья пожилых граждан.

Основными стрессорами людей пожилого возраста являются отсутствие чёткого жизненного ритма, сужение сферы общения, уход от активной деятельности и многое другое. Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости, когда пожилой человек осознает его, как непонимание и безразличие со стороны окружающих.

Активность и творчество вот два важных принципа для работы с пожилыми людьми. В своих занятиях психологи нашего отделения используют тематические кроссворды, шарады. Интересные занятия получаются при работе с пословицами, цитатами великих людей.

Для групповой работы используются методы арт-терапии, включая музыкальную, танцевальную, художественную, кино терапию, фототерапию; методы позитивной психологии, бихевиоральной, экзистенциональной. Мы предлагаем программу, состоящую из восьми полуторачасовых занятий.

План программы:

1. Групповое занятие «Эмоции»

Цели:

  • создание психологически безопасной атмосферы в группе
  • развитие психологической культуры пожилых людей
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)

План:

  1. Лекционный материал: чувства, эмоции, настроение, состояния.
  2. Кроссворд «Эмоции и чувства»
  3. Предлагаются первые части пословиц, нужно вспомнить окончание

2. Занятие «Взаимосвязь психологического и физического здоровья»

Цели:

  • ориентация пожилых людей на активный образ жизни, на активную жизненную позицию
  • расширение представления пожилых людей о возможностях поддержания здорового образа жизни
  • коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)

План:

  1. Лекционный материал на тему «Здоровый образ жизни»
  2. Анаграммы
  3. Взаимосвязь питания с нашим самочувствием и настроением
  4. Кроссворд «Витамины»
  5. Лекционный материал о физической нагрузке
  6. фрагмент «Массаж рук»
  7. Игра «Собери пословицу»

3. Занятие «Мой любимый Санкт-Петербург»

Цели:

  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания, мышление)
  • развитие коммуникативных навыков
  • повышение настроения и жизненного тонуса

План занятия:

  • фильм «Архитектура Санкт-Петербурга»
  • Викторина по истории города
  • Песни и романсы о Санкт-Петербурге
  • Игра «Термины и определения»

4. Занятие «Анти стресс»

Цели:

  • знакомство с методами саморегуляции в стрессовых ситуациях
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний

План:

  1. Гимнастика по Джекобсону
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Релаксация

5. Занятие «Арт-терапия»

Цели:

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний

План:

  1. Лекционный материал
  2. Упражнение «Радуга»
  3. Репродукции картин, обсуждение

6. Занятие «Поэзия»

Цели:

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)

План:

  1. Чтение стихов
  2. Игра «Написание стихов»
  3. Викторина «Чьи это строки?»

7. Занятие «Творчество Э.А. Рязанова»

Цели:

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)

План:

  1. Лекционный материал о жизни и творчестве Э.А. Рязанова
  2. Игра «Рязановские крылатые фразы»
  3. фрагменты песен и романсов
  4. Викторина

8. Занятие «Элементы коммуникативного тренинга. Подведение итогов»

Цели:

  • закрепление полученных знаний и навыков
  • получение положительной обратной связи
  • закрепление чувства эмоциональной и психологической защищенности

План:

  1. Проведение антистрессовых упражнений
  2. Упражнение «Цитаты великих людей»
  3. Упражнение «Ладонь»

Впервые программа была проведена в 2013 году.

Выводы и результаты

  1. Разработана и успешно проведена программа групповых психологических занятий с гражданами пожилого возраста.
  2. В ходе занятий произошло снижение социальной изоляции, и как следствие, улучшение психологического состояния участников группы.

  3. Участники группы получили информацию для дальнейшего формирования своей психологической культуры.
  4. Программа была одобрена и получила рекомендацию от методического объединения психологов Калининского района СПб.

Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Источник: //psy.su/psyche/projects/899/

Структура тренинга:

  1. Орг. момент – 7 минуты

  2. Вступление. Цель задачи – 5 минут

  3. Разминка – 5 минут

  4. Основная часть – 20 минут

  5. Рефлексия – 5 минут

Музыкальные паузы – 9 минут

Оргмомент. Просмотр м/ф «Просто так» (К/студия «Союзмультфильм»), 6.30’

– Добрый день! Я рада вас всех видеть. Сегодня наша встреча будет посвящена доброму отношению друг к другу, скажите, пожалуйста, какое настроение у вас после просмотра мультфильма «Просто так»?

Перед началом игр во время тренинг на сплочение коллектива важно попросить участников расслабиться и не принимать все, что будет происходить, близко к сердцу.

Важно не только добиться сплоченности коллектива, выработки навыков сотрудничества, но и  дать людям отдохнуть; получить массу положительных эмоций от общения друг с другом. Не всегда это будет просто. Если возникают проблемы, поговорите о них и попытайтесь помочь решить.

Взаимоответственность и поддержка – важные составляющие здоровых отношений в коллективе. Цель нашей встречи – сплочение коллектива, развитие доверительных отношений.

Я предлагаю поприветствовать друг друга следующим образом:

Упражнение «Паутина».

Материал: клубок прочной шерсти.

Инструкция: участники тренинга сидят в кругу. Одна, держа в руках клубок ниток, конец зажимает в руках и бросает клубок следующей участнице встречи со словами: «Меня зовут ИО, я очень рада Вас видеть». Так каждая женщина бросает следующей.

Получается паутина, связывающая друг друга. Затем клубок возвращается в обратном порядке, повторяя ИО друг друга. Ведущий говорит о том, что мы часто встречаемся с вами на мастер-классах, а возможности посидеть, поговорить по душам у нас не было.

  1. Разминка.Упражнение «Мои ожидания».

Цель: выяснить ожидания участников тренинга, может быть, их опасения и интересующие вопросы для того, чтобы скорректировать программу тренинга и оценить эффективность работы тренера.

Материалы: ватманы, маркеры, стикеры (самоклеящиеся цветные бумажки) и фломастеры.

Ведущий просит участников написать свои ожидания от тренинга на цветных листочках (стикерах). Важно предупредить участников, что на одном листочке можно написать только одно ожидание или один вопрос.

Затем стикеры прикрепляются на ватман и зачитываются. Такой вариант упражнения помогает тогда, когда члены группы стесняются говорить о своих ожиданиях или боятся, что другие будут над ним смеяться.

Музыкальная пауза. Исполнение песни «Возьмёмся за руки, друзья», Б. Окуджава, 3’

1)Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники сначала поворачиваются к соседу справа со словами: «Мы с тобой похожи тем, что…», затем к соседу слева. Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…

» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера.

Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

– Какие эмоции испытывали во время упражнения?

– Что нового узнали о других?

– Что интересное узнали?

2)Упражнение «Щепки на реке» (фоновая музыка «течение реки»)

Описание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке.

Участники игры «берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями движению Щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…

Музыкальная пауза. Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», О. Митяев, 307’

3)Упражнение «Ладошка».

Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы простой карандаш, фломастеры.

Инструкция: каждая участница на отдельном листочке обводит контур своей ладони, подписывает свой листочек и передаёт по кругу. Затем все пишут на этих листочках прощальные пожелания друг другу.   После этого участники читают написанное.

Музыкальная пауза. Исполнение песни «Хорошее настроение»,

исп. Л. Гурченко, 245’

Все участники тренинга по кругу передают свечу и делятся своими впечатлениями, отвечая на вопросы:

– Что понравилось?

– Что вызвало трудности?

– Оправдались ли Ваши ожидания?

В конце тренинга все участники встают в круг, и каждый высказывает свои впечатления о занятии.

Источник: //infourok.ru/trening-dlya-pozhilih-lyudey-i-obuchayuschihsya-vozmyomsya-za-ruki-druzya-v-centre-socialnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-1453697.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.