Тренинг на внимание

Содержание

Упражнения на внимательность — или как не упустить самое важное

Тренинг на внимание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Стартуем с Успехом!

Недавно я выявил одну особенность, когда я расслабляюсь, и перестаю обращать внимание на разные мелочи, то часто упускаю очень важные моменты. Я пришел к выводу — надо тренировать свою внимательность!

Вы никогда не задавали себе вопрос, зачем нужно развивать внимательность? В любом возрасте это даст вам огромное преимущество. Вы станете лучше понимать людей и видеть те мелочи, которые другие не замечают. Это позволит принимать более правильные решения и проводить глубокий психологический анализ.

Изучите методики повышающие внимание до предела — читайте далее!

Развитое непроизвольное внимание поможет быстро сориентироваться в незнакомой ситуации и избежать опасностей. Прежде чем изучить упражнения на внимательность, очень полезно хорошо ее понять.

Внимание тоже бывает разным. Учимся различать

  1. Непроизвольное внимание включается, когда происходит что-то странное или необычное. При резком появлении определенного раздражителя. Человек не ставит своей целью запомнить это. Все происходит само собой. Его также можно назвать вниманием подсознания, и оно во многом зависит от собственных установок.

    Резко пробегающее животное или необычная ситуация надолго может оставить след в вашей памяти.

  2. Произвольное внимание включается человеком самостоятельно, по своей воле. Оно четко завязано на действие второй сигнальной системы. Этот вид внимания включается сознательно и требует большей затраты сил.

    Люди прибегают к нему, когда нужно что-то запомнить или изучить.

Почему многое мы можем не замечать?

Давайте рассмотрим ряд свойств, которые напрямую влияют на внимание. Все они в совокупности дадут то свойство ума, которое мы понимаем как внимательность, так и невнимательность. Это относится как к взрослым, так и детям. Стоит лишь учесть, что у малышей, особенно на первом году жизни вторая сигнальная система еще недоразвита.

Те действия, которые даются взрослым легко, для детей могут быть практически невыполнимыми. Приведем простой пример. Если ребенок держит игрушку и ему предложить вторую, скорее всего, первую он просто тут же бросит и забудет о ней.

  • Объем. Он обусловлен качествами человека, заложенными природой. Его вполне можно и нужно развивать и усовершенствовать при помощи специальных упражнений.
  • Устойчивость – это характеристика, определяющая количество времени, которое человек может сосредоточиться на одной задаче и не отвлекаться.
  • Распределяемость – это количество операций, которые человек может делать в одно и то же время.
  • Переключаемость. Это способность очень быстро переключаться между совершенно разными задачами. Так, что создается впечатление, что одновременно делается много дел. Секрет в молниеносной переключаемости. Например, ученики могут слушать урок, конспектировать и параллельно общаться друг с другом. Водитель ведет машину, следит за дорогой, да еще и может параллельно разговаривать по телефону, хоть это и не приветствуется, конечно. Молодая мама может готовить, смотреть телевизор и параллельно развлекать своего малыша.

Люди, которые занимаются творческим трудом, часто в обычной жизни довольно рассеяны. Это не удивительно. Как можно сосредоточиться на бытовых мелочах, если в уме идет напряженная работа с новыми идеями?

Отдельно остановимся на особенностях памяти пожилых людей. Не секрет, что с возрастом она может значительно ухудшиться и на это есть целый ряд физиологических причин. Но, если заниматься постоянными тренировками с юности, вполне можно избежать потери ясности и четкости сознания в пожилом возрасте.

Плохая память — это недостаток внимания. Запомните это, и в ваших руках окажется ключ, который поможет вам решить эту проблему.

Упражнение 1. Прогулка. Замечаем необычное

Пройдите по знакомому маршруту особым образом. Заметьте те вещи и предметы, которые раньше видели лишь вскользь. Рассмотрите деревья и растения на клумбах.

Обратите внимание на максимальное количество незначительных мелочей. На то, какой краской окрашены заборы, сосчитайте количество люков на вашем маршруте и сколько поворотов необходимо пройти, окрашены ли бровки на бордюрах и какой они высоты.

Это упражнение тренирует наблюдательность и память.

Упражнение 2. Другие условия

  • Помещайте предметы, которые вы видели, например, при свете в полумрак.
  • Понаблюдайте за вашими ощущениями при переходах. Что Вы чувствуете при переключении приятной музыки к ужасной какофонии? Примите контрастный душ и понаблюдайте за переключением зрения с одного объекта на другой.
  • Поэкспериментируйте со степенью действия раздражителя. Переход с пастельных красок на очень яркие цвета.
  • Что вы ощущаете, когда в тишину врывается очень громкий звук? Пробегите отрезок пути изо всех сил и остановитесь. Ощутите, как сердце начинает успокаиваться и кровь течь медленней по венам.

Упражнение 3. Сфера интересов других людей

Отметьте, что интересует других людей, на что они обращают внимание, и как видят мир. Вы поймете, что видите лишь незначительную часть мира, остальное же просто ускользает.

Упражнение 4. Путешествие в прошлое

Вернитесь в любую ситуацию прошлого. Постарайтесь вспомнить максимальное количество мелочей. Свои чувства и эмоции в тот момент.

Семь простых упражнений для развития произвольного внимания

Для достижения результата от тренировок нужно:

  1. Сформировать психологическую установку — высокую степень готовности к действиям.
  2. Необходимо довести процесс до автоматизма. Это происходит в три этапа. Начинается со знакомства с действием и овладения элементами. Потом происходит объединение элементов в целое. Затем следует многократное повторение до результата.

Упражнение 1

На чистом листе бумаги карандашом начните рисовать линию. Ведите ее плавно и не спеша. Полностью сосредоточьтесь на ней. Заметили, что отвлеклись? Рисуйте пик и продолжайте. Хороший результат, когда за 3 минуты ни одного пика.

Упражнение 2

Называйте цвета слов при чтении. Это кажется очень простым, но без тренировки сделать сложно. Проверьте себя. Именно цвет слова, а не его написание.

Упражнение 3

Попробуйте читать вдумчиво. Не отвлекайтесь. Если поймали себя на этом, вернитесь снова к чтению. Полностью сконцентрируйтесь и попробуйте понять глубинный смысл книги.

Упражнение 4

Пусть чередование вдохов и выдохов станет центром вашей вселенной на 3-5 минут. Наблюдайте за процессом. Сконцентрируйтесь на своем дыхании.

Упражнение 5

В этом простом задании вам нужно всего лишь найти мужскую голову среди зерен кофе. И засечь время, за которое вы справились с задачей.

До 3 секунд. Правое полушарие развито отлично. До 1 минуты — хорошо. 1-3 минуты говорит о том, что обязательно нужно работать над собой.

Упражнение 6

При просмотре телевизора поставьте рядом часы. Наблюдайте за секундной стрелкой ровно 3 минуты. Не отвлекайтесь. Если с первого раза не получится, тренируйтесь! Это упражнение должно хорошо получаться как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение 7

Это упражнение можно делать в любом возрасте. Сосредоточьтесь и соедините точки с одинаковыми номерами глазами.

Упражнение 8

Нужно как можно быстрее найти числа от 1 до 35 на картинке.

В эзотерическом мире существует такое понятие как знаки. Они позволяют внимательным и наблюдательным людям получать подсказки от вселенной. Когда вы научитесь следить за изменением окружающего пространства, в обычный ход вещей будут нарушать определенные происшествия.

На них вы будете обращать особо пристальное внимание и удивляться. Вот именно это чувство — удивление, является опознавательным и главным признаком знака.

За сим спешу откланяться, с вами был Сергей Меньков, до новых встреч!

Источник: http://start-for.ru/uprazhneniya-na-vnimatelnost/

10 базовых упражнения для развития Вашего внимания

Тренинг на внимание

Вы никогда не задумывались, что успех во многом зависит от внимательности? Вы что-то не запомнили и ругаете свою «девичью память?» На самом деле вы просто не обратили на ту или иную деталь внимание, и ваш мозг не зафиксировал ее в памяти.

Или, возможно, вы часто отвлекаетесь от поставленных задач. Например, вы запланировали важную работу на компьютере, но сами не заметили, как попали в социальные сети или же сторонние сайты, не связанные с работой.

Чтобы этого избежать существуют специальные упражнения на внимание.

Взрослому человеку нужно совершенствовать внимание, иначе не избежать рассеянности.

Помните персонажа, живущего на улице Бассейной? На развитие внимания влияют много факторов: генетика, окружающая среда, прошлый опыт, и, конечно же, собственное желание.

Поэтому, если вы желаете улучшить работу мозга и стать более внимательным, мы предлагаем подборку упражнений для развития этого вида мозговой деятельности.

Подумайте о вашем внимании, как о мышце

Прежде, чем предоставить вам упражнения, хотелось бы провести очень простую аналогию. Мы рекомендуем вам думать о своем уме, как о мышце. Параллели между укреплением тела и укреплением ума, на самом деле находятся так близко, что это действительно не такая уж аналогия, а описание реальности.

  • Физические мышцы и «мышцы» внимания имеют ограниченное количество сил в любой момент времени. Их выносливость и сила может либо атрофироваться от бездействия, либо усилиться от энергичной, целенаправленной тренировки, и они требуют отдых и восстановление после того, как на них оказали сильное воздействие.
  • Вы получаете то же самое чувство внутреннего страха и сомнения, прямо перед тем, как начать интенсивные тренировки и прежде чем решить, действительно ли вы собираетесь читать длинную статью, и в обоих случаях вы должны установить свой ум и начать работать с ним.
  • Истина заключается в том, что укрепление физических и умственных мышц сводится к определенной работе. Для обретения силы в любой области необходимо правильно питаться, получать достаточно сна, и участвовать в сложных ежедневных упражнениях.

Мы собираемся забросить ваш ум в тренажерный зал. Ниже вы найдете план тренировки вашего мозга.

Задачи на внимание для взрослых

  1. Одним из эффективных упражнений является восприятие текста, написанного разными цветами. Важно называть именно цвет, а не читать слова. Интересно, что дети справляются с этой задачей быстрее, чем взрослые.
  2. Помогают развивать внимательность картинки «найди отличия».

    Их можно найти в различных газетах и журналах, а также в мировой паутине.

  3. Существуют специальные таблицы Шульте для развития внимания и его переключаемости. Суть такова: в таблице разбросаны числа от одного до двадцати пяти, которые необходимо быстро и последовательно находить.

    Ниже несколько вариантов таких таблиц.

  4. Подобное задание для развития внимательности, только теперь числа расположены не в таблице, а вразброс и имеют различную величину, цвет и форму. Желательно справиться с таким задание за 4 минуты.

    Когда вы с легкостью будете справляться с этим упражнением, посмотрите на следующую картинку. Здесь числа уже до 90, отыскать которые нужно за 9 минут.

  5. Возьмите два карандаша. Необходимо рисовать сразу двумя руками. Одновременно приступая и завершая. Одной рукой — окружность, а второй — треугольник. Круг должен быть ровным, а треугольник — с острыми углами. Попробуйте очертить за 1 мин. наибольшее количество кругов и треугольников. Если у вас получилось меньше 5 – плохо, больше 8 – хорошо, 10 и больше – отлично!
  6. Возьмите любой предмет и постарайтесь внимательно рассмотреть. Затем спрячьте его и постарайтесь вспомнить как можно больше деталей. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не запомните все мелочи.
  7. Упражнение «Не называй число». Надо посчитать от одного до 100 и не называть каждое пятое число. Вместо него необходимо говорить фразу «я внимателен».
  8. В сети популярна игра под названием «Найди кота». Вы думаете, что это пустая трата времени? А зря. Эта игра превосходно справляется с такой задачей, как концентрация внимания. А вы попробуйте найти здесь кота.
  9. Упражнение «Найди слово». Представляем вам пример такого задания. Необходимо отыскать названия животных в потоке букв.
  10. Прочитайте следующие слова.

    А вы внимательно их прочитали? Теперь сконцентрируйтесь на ошибках.

Советы для тренировки внимания в быту

  • Прогуливаясь в парке или по дороге на работу, старайтесь замечать как можно больше мелочей. Рассмотрите газон, посчитайте количество цветов, высаженных на клумбе, и обратите внимание, как окрашен бордюр. Запомните максимум деталей, а в следующий раз постарайтесь заметить, что изменилось.
  • Подобная задача предыдущей. Сходите в магазин. Запомните все детали вашего пути. Затем все детали магазина, каждую витрину. После сходите в магазин еще раз, только на этот раз мысленно.
  • Не делайте ничего на «автомате»! Часто, выходя из дома, мы не помним, заперли ли дверь на ключ или выключили ли утюг. Остановитесь, сделайте выдох, сконцентрируйте свое внимание на этом действии.
  • Когда к вам приходят гости, постарайтесь запомнить то, во что они были одеты, например, длина и цвет платья, был ли галстук или нет и т.д. Попробуйте, казалось бы, такие мелочи, но именно им вы и не придавали значения.
  • Будьте любопытны. Чем больше вы хотите знать, о мире, тем больше будет выносливость вашей концентрации.

Мы, безусловно, не роботы. Это нормально задуматься, и найти себя смотрящего в окно или на небо. А иногда, эти провалы могут быть хороши для вашего мозга, давая ему немного воздуха, чтобы дышать.

Однако многие вещи в жизни связаны с сосредоточением внимательности. У более внимательного человека больше свободного времени, он сконцентрированный и успешный. Человеку препятствует двигаться дальше банальная лень, стоящая на пути к достижению высокой сосредоточенности.

Одни перебарывают ее и достигают успеха, но, к сожалению, большинство поддается лености и стоит на одном месте. Не поддавайтесь лени и у вас все получится.

Сазонов Михаил (2 , 5,00 из 5)

Источник: https://pamyatplus.ru/razvitie/uprazhneniya-na-vnimanie.html

25 самых эффективных упражнений на внимание

Тренинг на внимание

Внимание – это способность человека сосредоточиться на конкретном предмете или действии. Иногда сконцентрироваться на процессе — прямая необходимость, но так как внимание не развито в нужной степени, мы теряем нить проблемы и отвлекаемся на посторонние факторы.

Внимание делится на произвольное и непроизвольное. Произвольное внимание – это способность с помощью силы воли сосредоточиться на нужном объекте. Действенная тренировка внимания возможна только при благоприятных условиях:

  • позитивное физическое и психологическое состояние человека;
  • организация спокойных внешних условий;
  • точность в постановке конечной цели;
  • чередование упражнений;
  • умственная нагрузка в сочетании с физическими действиями.

Упражнения на развитие внимания в повседневной жизни

Предлагаем вам эффективные упражнения на развитие внимания, которые не займут много времени. Выполнять их легко каждый день, в перерывах между делами.

  • Картина в деталях. Найдите в интернете и распечатайте незнакомую вам картинку. Желательно, чтобы на ней не присутствовало одинаковых элементов. 5 секунд смотрите на нее, а потом переверните, вспомните и озвучьте те детали картинки, которые вам запомнились. Нормой считается запоминание 5–9 деталей, если вы вспомнили меньше, то вы невнимательны, больше – у вас развитая концентрация внимания.
  • Включите телевизор, а рядом с ним поставьте часы со стрелками. На протяжении двух минут концентрируйтесь только на секундной стрелке, стараясь не отвлекаться на телевизор.
  • Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Теперь начинайте обеими руками одновременно чертить на бумаге геометрические фигуры. Важно: правой и левой рукой рисовать нужно разные фигуры. Когда у вас это получится, то поставьте таймер на минуту и рисуйте фигуры на скорость. Средний результат – от 5 до 10 фигур, удовлетворительный результат – от 10 до 12.
  • Действуйте по схеме предыдущего задания, но используйте не фигуры, а цифры.
  • Выберите любой предмет из окружающей вас обстановки. Пять минут внимательно рассматривайте его. Закройте глаза, мысленно воспроизведите детали, которые вам удалось запомнить. Открыв глаза, посмотрите на него и определите, какие детали вы забыли. Снова закройте глаза и вспомните детали. Повторяйте упражнение до тех пор, пока у вас не получится мысленно воспроизвести полное описание предмета.
  • Предмет из предыдущего упражнения спрячьте. Теперь возьмите карандаш и постарайтесь воспроизвести этот образ на бумаге.
  • Лежа в постели перед сном, вспомните лица людей, которых вы сегодня встречали. Проанализируйте слова и жесты.
  • Бросьте мимолетный взгляд на страницу с текстом. Попробуйте воспроизвести максимум информации со страницы.
  • Расставьте перед собой пять предметов. Накройте накидкой. Резко снимите накидку и 10 секунд запоминайте предметы. Снова накройте предметы, возьмите лист бумаги и опишите каждый предмет в деталях. Постепенно увеличивайте количество предметов.
  • Войдите в комнату, в которой вас еще не было. Быстро осмотрите обстановку и выйдите обратно. Все, что вы успели заметить, опишите на бумаге, позже сравнив написанное и оригинал.
  • Когда идете по привычному для вас маршруту, запоминайте каждый предмет или явление на своем пути. Потом изложите наблюдения на бумаге, подробно описав каждый предмет.

Тренируем внимательность в игровой форме

Если вас утомили упражнения или вам не нравится сценическое внимание ребенка, которого невозможно заставить выполнять задания, то воспользуйтесь игровыми упражнениями, чтобы повысить уровень внимания:

  • Играть в эту игру можно вдвоем, а можно и самостоятельно. В первом случае каждый участник берет лист бумаги и карандашом обводит ладонь. На каждом пальце он произвольно выставляет цифру от 1 до 100. После этого участники меняются листиками и на ладошке оппонента пытаются найти цифры, которые они видят перед собой сгруппировать в порядке возрастания. Игра на скорость.
  • Возьмите колоду карт, перемешайте и разложите в форме прямоугольника карты рубашками вниз. 5 минут запоминайте расположение карт, после чего переверните их. Теперь вам нужно как можно быстрее найти парные карты. Аналог такой игры разработан в электронном варианте, но мы рекомендуем использовать карточный.
  • Найдите и скачайте в сети игру Флеш. Состоит она в том, что вы заданное время смотрите на картинку, после чего любая деталь в ней меняется. Ваша задача – понять, что поменялось и указать на это явление. Этот процесс намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Одновременно с вышеперечисленными упражнениями на внимательность попробуйте поработать конкретно над сценическим образом. Сценическое внимание – необходимая характеристика человека любого возраста, выступающего перед публикой, повысить его уровень также можно с помощью упражнений.

Посмотрите на рисунок в течение 30 секунд, а затем воспроизведите на листе бумаги не подглядывая.

Для чего тренировать сценическую внимательность

Знаменитый режиссер Станиславский считал, что хорошим оратором или актером становятся только при условии полной концентрации внимания на образе. При этом речь идет и о физической, и о психологической стороне личности. Важно при условии присутствия публики, наблюдающей за вами, сконцентрироваться на другом – том, что вам предстоит сыграть или донести.

Тяжело тренировать навык сценического внимания, но упражнения подходят для людей, которые хотят сделать жизнь ярче и насыщеннее, а не только для актеров. В отличие от внимания в жизни, внимательность на сцене – это исключительно фантазия в области акта, в котором находится актер.

Развитие сценической внимательности

Развитие сценической внимательности проходит в четыре этапа, каждый из которых закрепляется упражнениями. Первый этап заключается в отстранении от всех окружающих факторов, в сосредоточении всех органов чувств на конкретном процессе. Чтобы проработать это умение, нужно:

  • Найти несколько фотографий с людьми. Важно, чтобы каждый человек принимал разную позу. Повторить эти позы.
  • Прислушайтесь к звукам на улице. Постарайтесь в своем воображении нарисовать картину того, что там происходит.
  • Суньте руку в карман и найдите несколько монет. Не доставая их, определите, к какому достоянию они относятся.
  • Каждый день учитесь различать запахи цветов.

Станиславский говорил: «В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств». Это значит, что важно уметь концентрироваться на нереальных, выдуманных объектах. Сценическое внимание вырабатывается на этом этапе так:

  • Вспомните дорогу, по которой вы ходили раньше, но уже не пользуйтесь ею сейчас. Детально опишите партнеру каждый элемент пути. Если партнер смог составить правдоподобный план по рассказу, упражнение удалось.
  • Также опишите квартиру, в которой вы жили раньше, свою школу или дом родственников в деревне.

Третий этап состоит в умении быстро переключаться между несколькими объектами или процессами. Развивайте этот навык так:

  • Возьмите коробку спичек и доставайте по одной спичке, при этом вслух рассказывая стихотворение;
  • Попросите партнера написать вам 10 легких математических примеров. Решите примеры, одновременно разговаривая с партнером.

Освоение последнего этапа развивает внимательность артиста в жизни:

  • Пройдитесь по дороге, которую вы хорошо помните. Проследите, как изменилась улица. Найдите как можно больше деталей.
  • Когда идете на работу или по делам, обращайте внимание на людей. Замечайте и запоминайте их лица, стрижки, одежду, стиль, типажи.

При выполнении упражнений на внимание помните, что важно не переусердствовать, чтобы не сбиться с поставленной цели.

Советы по развитию внимательности

Чтобы увеличить продуктивность своих действий, соблюдайте такие рекомендации:

  • Ставьте перед собой одну цель, а после достижения осваивайте следующую. Помните, что нельзя одновременно делать задания на развитие нескольких этапов сценического внимания.
  • Давайте себе время для отдыха, когда вы не задумаетесь о повышении внимания.
  • Старайтесь не рассеивать внимание на окружающих, лучше сосредоточьтесь и углубитесь в изучение одного явления или процесса, по крайней мере на начальных этапах.

Следуя этим рекомендациям и добросовестно выполняя задания, вы в короткие сроки добьетесь достаточного уровня внимания.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/training/attention/uprazhneniya-na-vnimanie.html

Тренировка внимания

Тренинг на внимание

Одно из самых важных умений человека – умение концентрироваться на информации и запоминать ее. Чтобы добиться этого, необходимо в первую очередь тренировать внимание. Без него вы не сможете выделить главное и дать команду мозгу запомнить нужное. В этой статье мы поговорим об упражнениях, которые помогут прокачать это умение.

Концентрация внимания – поведенческий и когнитивный процесс избирательного сосредоточения на дискретном аспекте информации, независимо от того, считаются ли они субъективными или объективными, игнорируя при этом другую воспринимаемую информацию. Если говорить проще, то это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Внимание остается важной областью исследований в области педагогики, психологии, нейробиологии, когнитивной науки и нейропсихологии.

Области активного исследования включают в себя определение источника сенсорных сигналов, которые вызывают внимание, влияние этих сигналов на настраивающие свойства сенсорных нейронов и взаимосвязь между вниманием и другими поведенческими и когнитивными процессами, такими как рабочая память и бдительность.

Наши органы чувств воспринимают огромное количество информации и при этом большую ее часть нам не нужно запоминать. Важно фокусироваться лишь на том, что мы считаем важным. Для этого и нужно внимание: оно является как бы указателем мозгу относительно того, на что нужно обратить осознанный интерес.

Клиническая модель внимания

Внимание лучше всего описывать как постоянную направленность когнитивных ресурсов на информацию при фильтрации или игнорировании посторонней информации. Внимание – это простая функция, которая часто является предшественником всех других неврологических и когнитивных функций.

Одна из часто используемых методик для оценки внимания – модель Сольберга и Матеера. В ней описываются пять различных видов внимания в зависимости от их трудности. Если хотите повысить уровень,  нужно тренировать их постепенно от самого легкого до сложного:

  1. Сосредоточенное внимание: способность реагировать отдельно на определенные зрительные, слуховые или тактильные раздражители.
  2. Устойчивое внимание (бдительность и концентрация): способность поддерживать последовательный поведенческий отклик при непрерывной и повторяющейся деятельности.
  3. Селективное внимание: способность поддерживать внимание перед лицом отвлекающих или конкурирующих стимулов.
  4. Чередование: способность умственной гибкости, позволяющая людям переключать внимание между задачами, имеющими разные познавательные требования.
  5. Разделенное внимание: это самый высокий уровень внимания, и он относится к способности одновременно реагировать на несколько задач.

При этом для тренировки внимания особенно важен навык осознанности. Если вы осознанны, то повышение уровня происходит намного быстрее.

Учтите, что наше внимание работает постоянно и его можно разделить на два вида: произвольное и непроизвольное.

При непроизвольном (пассивном) внимании отсутствует сознательный выбор направления и в его основе лежат неосознанные установки человека. Причины возникновения: внутреннее состояние, контрастность предметов и явлений, новизна раздражителя.

Во время произвольного (сознательного) внимания человек прилагает значительную силу воли, фокусируется. Он может подавить желание концентрироваться на раздражителях, которые отвлекают от работы или умственной деятельности.

Говоря о тренировке внимания, мы имеем в виду воспитание сознательного внимания. Это значит вовремя заметить свою пассивность и при помощи силы воли заинтересоваться наиболее важным для нас объектом или источником информации.

Когда вы читаете книгу и отвлекаетесь на первый же шум – это значит, что вы включили непроизвольное внимание. А при помощи произвольного можно возвратиться к чтению за считанные секунды и не потерять главную мысль повествования.

Поэтому тренировка внимания очень важна, если вы хотите повысить качество памяти, научиться концентрироваться и развивать когнитивные функции.

Тренировка памяти и внимания

Упражнений для тренировки памяти и внимания существует огромное множество, но общий смысл в них один – как можно дольше удерживать свой фокус на чем-то одном и менять его, если потребуется.

Данные упражнения могут показаться простыми, но главное в них то, что они действительно работают. Тренируйтесь каждый день, чтобы получить лучший эффект.

  • Фокус на одном слове. Найдите приятное тихое место, где можете посидеть как минимум пять минут, чтобы никто не прерывал вас (это требование для всех упражнений). Неважно, что именно это за слово, важно чтобы оно вдохновляло, а не нагоняло скуку: любовь, успех, мужество, счастье, успех. Повторяйте его мысленно в течение 5 минут. Когда почувствуете, что можете больше, доведите количество времени до 10 минут.
  • Считать слова. Эта особая умственная деятельность очень эффективна в усилении вашего умственного внимания. Возьмите любую книгу – роман или школьный учебник – и попробуйте подсчитать количество слов на странице. Усложните упражнение, доведя подсчет слов до 5-10 страниц или даже целой главы. При этом вы должны использовать только глаза, водить пальцем по странице нельзя.
  • Наблюдение. Упражнение состоит из трех этапов. Каждый из них может длиться от 1 до 5 минут. Первый: возьмите физический объект. Это может быть фрукт, игрушка или предмет. Обратите внимание на его характеристики и особенности, не давая своему уму отвлечься от этого процесса. Отдайте полностью внимание тому, что находится у вас в руках. Второй: держите в руках тот же объект, но при этом не думайте о его характеристиках. То есть не допускайте ни одной мысли. Существуете лишь вы и этот предмет. Третий: закройте глаза и мысленно представьте этот объект во всех подробностях. «Покрутите» его в своей голове.
  • Воспоминание. Вспомните, как прошел сегодняшний день. Если сейчас утро, думайте о вчерашнем. Закройте глаза и представьте, что смотрите фильм по телевизору, где вы главный герой. Вспомните, что произошло утром от момента пробуждения, все детали. Что говорили, что было необычного или обыденного. Не пропускайте ни одной картинки.
  • Читать и переписывать. Чем больше сознательного внимания мы уделяем информации, тем больше фактов сохраним в памяти. Это упражнение показывает, насколько хорошо вы можете оттачивать то, что делаете. Прочитайте одну статью, после чего попытайтесь воссоздать содержимое. Сравните результат.
  • Утро. Проснувшись рано утром, сделайте несколько упражнений. Первое: вращайте глазами в правую, потом в левую сторону, вверх, вниз в течение 30 секунд. Второе: закройте глаза, постарайтесь представить свой ежедневник, включая запятые, сокращения, зачеркивания. Третье: возьмите по ручке в каждую руку и попытайтесь одновременно нарисовать две разные фигуры. Это заставит оба полушария мозга работать одновременно, что положительно скажется на вашем внимании.
  • Игра «Числа». Эта игра отлично подходит для чередования внимания (четвертый уровень сложности по модели Сольберга и Матеера, о которой мы говорили выше).

Помимо этого, вам нужно тренировать свою осознанность, что, как мы уже выяснили, является очень важным навыком, который необходим для развития внимания. Заведите себе дневник, в котором 5-10 раз в день (заранее решите, сколько именно) вы будете отвечать на следующие вопросы:

  • Что я сейчас делаю?
  • Зачем я это делаю?
  • Что я сейчас ощущаю?
  • Какие мысли в моей голове сейчас?
  • На что уходит мое время?
  • Это то самое занятие, которое мне нужно здесь и сейчас?

Фокус в том, что при помощи этих простейших вопросов вы начнете возвращать себя в настоящее, а также осознавать свое внимание. К концу дня вы уже с удовольствием будете размышлять о том, на что же его направить.

Тренировать свое внимание можно и онлайн – при помощи игр, упражнений и тренажеров. У нас они доступны по PRO-подписке.

Тренировка внимания у детей

Многим детям сложно концентрироваться – они неусидчивы, часто переключают внимание и берутся за разные дела. Что делать, если это вредит, например, занятиям? Способность к концентрации  можно развивать и у детей. Вот несколько типичных упражнений:

  • «Замри! Фокусируйся!». Это одно из самых эффективных упражнений, которое покажет вашему ребенку, что он в состоянии сознательно управлять своим вниманием. Оно также докажет ему, что он не должен фокусироваться на всем, что попадает в поле его зрения. Когда он меньше всего этого ждет, скажите ему: «Замри!» и заставьте застыть на месте (начните с десяти секунд). Когда время выйдет, попросите его перечислить три вещи, которые он видел, когда был заморожен. То же самое проделайте, говоря: «Фокусируйся!». Через какое-то время ребенок сам начнет давать себе команды, когда понадобится фокусироваться.
  • Линия. Дайте ребенку лист бумаги и карандаш и поставьте условие: медленно рисовать линию до тех пор, пока ему в голову не придет отвлекающая мысль. Когда это случилось, он должен сделать маленький пик наверх. После чего пускай ведет линию дальше. Таким образом, вы сможете наглядно увидеть количество отвлечений и параллельно тренировать его внимание.
  • Запрещенная буква. Отличная и забавная игра, в которой вам нужно договориться с ребенком обсудить какую-то тему и при этом ни один из вас не должен употреблять одну букву («п», «ж», «с» или любую другую). Вы можете хитрить и задавать такие вопросы, которые предполагают, что ребенок назовет именно ту букву. Например, «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?».
  • «Что изменилось?». Разложите на столе около десяти предметов перед ребенком. Пусть он в течение минуты изучает их, а потом закроет глаза. Спрячьте или передвиньте предмет, а ребенок должен угадать, какой именно.

Главный принцип, которого вы должны придерживаться во время занятий с ребенком – ему должно быть интересно. Все, что не вызывает в нем интереса, будет проигнорировано, а о сознательном внимании можно будет забыть.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Упражнения для развития внимания у взрослых

Тренинг на внимание

Каждое мгновение мозг получает множество сигналов как от внешнего мира, так и от внутренних органов. Наша психика просто не способна реагировать на все эти звуки, запахи, зрительные и тактильные образы, ощущения и световые волны. Да это и не нужно. Мы выделяем из всего потока информации лишь важное, значимое или яркое. То, на что обращаем внимание.

Что такое внимание

Внимание определяется как сосредоточение сознания на определенном объекте. Это особый познавательный процесс, отличающийся от всех остальных тем, что он не имеет собственного содержания и существует как бы внутри других психических явлений:

  • памяти,
  • мышления,
  • восприятия,
  • движения и т. д.

Но несмотря на «несамостоятельность», внимание – очень важный процесс. Уровень его развития влияет и на качество мыслительной деятельности, и на запоминание информации, и на ее анализ, и на четкость движений. От внимания зависит эффективность любой деятельности и безопасность человека.

Глубинной, психофизиологической основой внимания является доминанта – преобладающий очаг возбуждения в коре головного мозга. Он возникает от воздействия самого сильного или значимого раздражителя и буквально подавляет другие очаги возбуждения, заставляя человека сосредотачиваться на главном, первостепенном.

Представьте, что вы читаете интересную книгу или смотрите увлекательный фильм.

Вы настолько погружены в этот процесс, что не замечаете ничего вокруг, можете не прореагировать, даже если кто-то окликнет вас по имени, хоть имя для человека является очень сильным раздражителем.

Так работает непроизвольное внимание, основанное на интересе. Вас может отвлечь от чтения более сильный раздражитель, например, громкий звук хлопнувшей двери, и происходит переключение внимания на другой объект.

Внимание всегда избирательно и вычленяет из окружающего мира объекты, имеющие для нас особое значение:

  • связанные с интересами и увлечениями;
  • имеющие отношение к потребностям, в первую очередь витальным (жизненно важным);
  • сильные раздражители: громкие звуки, яркие вспышки света, резкие запахи, удары, толчки, боль и т.  д.;
  • резкая, неожиданная смена обстановки: новая мебель в квартире друга, выпавший поутру снег за окном, яркий плакат на стене дома.

Это касается непроизвольного внимания, которое возникает как бы само по себе и не требует усилий для его поддержания.

А как заставить себя сосредоточиться на чтении скучного учебника, официальной бумаги, на выполнении нудных, неинтересных, но необходимых действий? Ведь если просто заставлять себя концентрировать внимание, то мозг быстро устанет, мысли начнут разбегаться или неудержимо захочется спать.

Когда говорят о необходимости развития внимания, то имеют ввиду произвольное внимание, требующее усилий для его поддержания.

Как научиться управлять произвольным вниманием

Допустим, вы бы хотели стать более внимательными и сосредоточенными, даже когда выполняете скучную работу. Это вполне понятное желание.

Но внимание – сложный процесс, обладающий многими свойствами, которые в жизни и деятельности имеют разное значение. Поняв, как работает внимание, в чем оно проявляется, можно научиться им управлять.

Это требует меньше усилий и времени, чем упражнения тренингов, но не менее эффективно.

Устойчивость внимания

Это способность продолжительное время сохранять сосредоточение на одном объекте. Если объект вам неинтересен, скучен или однообразен, то поддерживать устойчивое внимание сложно и утомительно. Как показывают исследования, при пассивном поведении человека произвольное внимание сохраняется всего 5–7 секунд. Что вам поможет в этом случае:

  1. Заинтересованность. Любой даже самый скучный учебник содержит полезную информацию. Попробуйте не просто читать, а постараться связать информацию со своими интересами, профессиональной деятельностью и т. д. Если это удастся, то возникнет психическое явление, которое называют послепроизвольным вниманием. Так же как и непроизвольное, оно не требует волевых усилий для поддержания.
  2. Активная мыслительная деятельность. Постарайтесь не просто читать или выполнять бессмысленную на ваш взгляд работу, а найти в ней смысл, начать думать, анализировать информацию. Читая, комментируйте текст, спорьте с автором, выделяйте главное, иронизируйте над тем, что кажется вам ненужным или нелепым. То есть заставляйте мозг работать, и он будет поддерживать вашу сосредоточенность.
  3. Поиск разнообразия. Найдите в объекте, на котором нужно сконцентрировать внимание, что-то необычное, яркое, неожиданное. Вы считаете, что ничего неожиданного в скучном документе нет? А вы постарайтесь найти, сделайте это увлекательной игрой.

Используя такие приемы, можно удержать произвольное внимание уже не 5-7 секунд, а до 20 минут, а если возникнет заинтересованность, а с ней и послепроизвольное внимание, то значительно дольше.

Объем внимания

Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько дел.

В этом нет ничего сверхъестественного, даже нетренированный человек в сфере своего внимания способен удерживать  5–9 разнородных, не связанных друг с другом объектов.

А если между ними есть логическая связь или они объединяются в целостную конструкцию, то таких объектов может быть значительно больше. Например, в тексте мы воспринимаем не отдельные буквы, а слова или даже целые предложения.

Правда, тут есть ограничения: контролировать мыслительную деятельность вместе с внешней, предметной можно, а вот решать одновременно две задачи, требующие разной умственной работы, значительно сложнее, а иногда и вообще невозможно. Скажем, можно обдумывать план статьи и мыть посуду, а вот читать книгу и параллельно совершать арифметические действия, увы, не получится.

Для того чтобы увеличить объем своего внимания, необходимо соблюдать 2 условия.

  1. Научиться воспринимать объекты, требующие внимания, взаимосвязано, создавать из них воображаемые композиции или объединять их какими-то общими признаками и логическими связями.
  2. Не менее важное условие – включение объектов внимания в деятельность и развитие профессиональных навыков. Например, опытный водитель за рулем без особых усилий одновременно следит за дорогой впереди и в зеркале заднего вида, за показаниями приборов, улавливает нюансы звуков мотора, да еще и слушает пассажира. А хороший учитель не только рассказывает учебный материал и пишет на доске, но и замечает все, что делают в классе его 30 учеников.

Распределение внимания

Это свойство тесно связано с его объемом. Чем лучше мы умеем распределять внимание между различными объектами, тем больше его объем. Именно эта способность дает нам возможность делать несколько дел одновременно.

Способность к распределению внимания зависит не только от тренировки и профессионализма, но и от индивидуальных психологических особенностей.

  • Человеку с подвижной нервной системой и быстрой реакцией легче распределять внимание, зато у него возникают проблемы с концентрацией и устойчивостью.
  • А человек флегматического темперамента дольше сохраняет высокую концентрацию внимания, но с трудом справляется с его распределением и переключением.

Впрочем, есть методики, которые помогут выработать навыки переключения, распределения и устойчивости внимания.

Упражнения по развитию внимания

Как вы уже поняли, сложно говорить о развитии внимания вообще. Эту комплексную задачу можно решить, выполняя упражнения, направленные на улучшение различных свойств этого психического процесса.

Упражнение 2. Тренировка слухового внимания

Сядьте поудобнее, чтобы вам ничего не мешало и не отвлекало, расслабьтесь, закройте глаза и прислушайтесь. Сосредоточьтесь на звуках, которые вас окружают.

Даже если вам кажется, что в комнате абсолютно тихо, то вы поторопились с выводами – абсолютной тишины не бывает. Будьте внимательнее и вы услышите звуки. Постарайтесь их идентифицировать, сосредоточьтесь на каком-то одном. Упражнение прекращайте, как только начинаете отвлекаться или… засыпать.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.